Click "Block Editor" to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands.
Tilda Publishing

Оценка состояния и функциональных возможностей пациента

На этапе отбора и подготовки к СДР оцениваются различные аспекты состояния ребенка и его функциональных возможностей. Эта информация может быть использована как критерий для проведения операции, а также для более объективного описания исходного состояния и его изменений на фоне проведенной операции.

Полученные результаты важны не только с исследовательской точки зрения, но и для наглядной демонстрации семье динамики состояния ребенка. При выборе методов оценки предпочтение должно быть отдано стандартным международным инструментам и шкалам.

Ниже перечислены важные элементы осмотра пациента, планирующего СДР, и возможные варианты шкал и инструментов для оценки каждого пункта:
1. Оценка уровня общего моторного развития
Система классификации больших моторных функций, пересмотренная и расширенная версия (Gross Motor Function Classification System - Expanded & Revised, GMFCS E&R).
2. Оценка структурных изменений и функциональных возможностей
a) Оценка объема активных и пассивных движений в су-ставах ног, степени укорочения мышц (в первую очередь, мышц задней поверхности бедра и голени) — гониометрия.
b) Оценка мышечной силы с акцентом на мышцы-разгибатели бедра и колена, абдукторы бедра — Шкала оценки мышечной силы Совета по медицинским исследованиям Великобритании (Medical Research Council Weakness Scale, MRC).
c) Оценка мышечного тонуса:
  • типа изменения мышечного тонуса — Шкала оценки мышечного гипертонуса (Hypertonia Assessment Tool, HAT);
  • повышения мышечного тонуса — Модифицированная шкала Эшворта (Modified Ashworth Scale, MAS);
  • спастичности — Шкала Тардье (Tardieu Scale, TS).
d) Оценка селективного моторного контроля — Шкала оценки селективного моторного контроля для нижних конечностей (Selective Control Assessment of the Lower Extremity, SCALE) и Шкала оценки селективного моторного контроля для верхних конечностей (Selective Control Assessment of the Upper Extremity, SCUES).
e) Оценка функциональной мобильности — Функциональная шкала двигательной активности (Functional Mobility Scale, FMS).
f) Количественная оценка двигательных навыков — Шкала измерения больших моторных функций, варианты GMFM-88 и GMFM-66 (Gross Motor Function Measure 88 and 66, GMFM-88 and GMFM-66).
g) Оценка отдельных функций:
  • тест 6-минутной ходьбы;
  • индивидуально подобранные тесты для измерения скорости и выносливости, например: «Сесть-встать» — 5 повторений, «Сесть/встать» за 30 сек., «Встань и иди» 3 м/ 50 шагов, «Шаг на ступеньку» — 5 повторений и др.
h) 3D-видеоанализ ходьбы или использование клинических шкал наблюдения походки при ДЦП (например, Observational Gate Scale, OGS)
3. Описание используемых технических средств реабилитации (ТСР) и условий их применения
Ортезов, специализированной обуви, ходунков, вертикализатора, опоры для сидения, коляски и т.д.
4. Оценка болевого синдрома
У детей предпочтительно использовать визуальную аналоговую шкалу боли (ВАШ).
5. Оценка качества жизни
Опросник оценки качества жизни детей с ДЦП (Cerebral palsy Quality of Life Questionaire for Children, CP QOL-Child), для детей 4-12 лет заполняют ухаживающие или для самостоятельного заполнения детьми от 9 до 12 лет. Либо любой другой опросник, адаптированный для возраста и диагноза.
6. Описание целей операции и реабилитации, планируемых совместно с родителями и пациентом
Может быть использована Шкала достижения целей (Goal Attainment Scale, GAS).
Для более подробного описания отдельных двигательных навыков и их динамики на фоне СДР и реабилитации используются тесты с включением интересующей функции, например, тест «Сесть-встать» с подсчетом количества попыток за определенное время или, наоборот, времени, необходимого для выполнения заданного числа попыток. Аналогичные тесты могут быть подобраны и для других функций с учетом возможностей и целей конкретного ребенка.

В Приложении 1 представлены шаблоны для проведения тестирования по ряду перечисленных шкал. Более подробную информацию о данных шкалах, а также рекомендации по проведению гониометрии или заполнению шкалы GAS, можно найти в специализированной литературе, а также в книге «Ботулинотерапия при детском церебральном параличе: практические советы и ультразвуковой контроль», Клочкова О.А., Куренков А.Л. — М.: МЕДпресс-информ, 2020.