— Почему вы решили стать физическим терапевтом?
— 27 лет назад я переехала жить в Германию из России, моя семья — этнические немцы. Хотелось бы рассказать романтическую историю, но все довольно прозаично. В России я окончила университет и работала в школе учителем химии и биологии, а в Германии подтвердила свой диплом. И хотя я приехала в Германию со знанием немецкого языка и могла общаться, но для работы в школе этого было недостаточно. Нельзя учить детей, если ты делаешь грамматические ошибки. Поэтому я пошла работать на кухне — готовить и мыть посуду. Отработала два года и стало понятно, что надо определяться, искать другую профессию. Я не тот человек, который может долго сидеть за столом и заниматься бумажками. Мне всегда хотелось работать с людьми, а еще я серьезно занималась легкой атлетикой. И это сочетание: общение с людьми, спорт плюс медицина, мне всегда нравилось. Как-то в разговоре одна знакомая сказала мне, что ходит к физическому терапевту и это очень интересная профессия. Я заинтересовалась и стала выяснять, что это такое, и мне понравилось. Вот так я попала в физическую терапию, совершенно случайно.
— Как устроена система подготовки физических терапевтов в Германии?
— Полгода только теория, потом практика и теория, и после трех лет сейчас можно получить степень бакалавра. После трех лет вы можете уже начинать работать, вас «выпускают в люди». Если кто-то хочет дальше профессионально развиваться, то можно продолжать обучение и идти в исследования.
Мы можем работать с любым пациентом. Нет такой группы пациентов, к которой не допустили бы человека, который отучился три года на физического терапевта. Мы обучаемся во всех сферах: неврология, ортопедия, травматология, педиатрия.
В Германии 80-90% реабилитации — амбулаторная. Одна из больших проблем в России — практически отсутствие амбулаторной реабилитации. Люди госпитализируются в реабилитационные клиники раз в два года, кто-то раз в год, находятся там в течение месяца, а остальное время между этими госпитализациями они дома. Хорошо, если у пациента есть реабилитолог, который ходит на дом. Если человек может куда-то сам ходить, то это вообще классно, но большинство не могут. В основном, если они вообще что-то делают, то смотрят упражнения на YouTube и повторяют. Я надеюсь, что в России появится больше физических терапевтов и больше амбулаторных реабилитационных центров, куда пациенты смогут постоянно ходить.
Как я уже сказала, в Германии примерно 90% реабилитаций проходят в амбулаторных клиниках, или праксисах — амбулаторных центрах реабилитации. К нам ходят практически все пациенты с разными заболеваниями — дети, взрослые, неврологические, ортопедические и так далее. Физический терапевт может обучаться дальше и специализироваться на неврологии, педиатрии, ортопедии или спортивных травмах — но уметь и знать мы должны все.
— Каким должен быть хороший физический терапевт?
— Он должен любить свою профессию, как и другие люди в других профессиях. Но собирательный образ сложный: мы должны быть физическими терапевтами и хорошими психологами. И еще нужно любить людей, в нашей профессии нельзя быть экстравертом и социфобом. Но любить не в смысле жалеть — «Ой, как мне вас жалко. Поднимите ручку, поднимите ножку. Вам не больно?» Надо быть строгим, но справедливым. Это у меня от профессии учителя. Мой сын иногда говорит: «Мам, выключи учителя». Вот такой собирательный образ — добрый, строгий, но справедливый, имеет большие знания для профессии.
— Насколько важно специалисту по физической терапии самому заниматься спортом?
— Очень важно! Мы должны быть в хорошей форме, потому что ты не можешь сказать пациенту отжаться пятнадцать раз, если сам не в состоянии это сделать. Ты должен показывать упражнения пациентам. Посудите сам — если диетолог, который весит 120 кг, рассказывает вам как наладить диету, насколько это будет убедительно? Так что физические терапевты должны быть в хорошей физической форме.
И еще мы хорошо видим, что у наших пациентов, которые занимались или занимаются спортом, совершенно другое чувство тела. Они чувствуют, что делают, и любое движение для них понятно. Поэтому для физических терапевтов тоже очень важно понимать, что мы делаем, чтобы донести это до пациентов.
— Каких знаний и навыков не хватает спортивному тренеру, чтобы стать физическим терапевтом?
— В основном им не хватает знаний анатомии, причем не топографической, которую до сих пор преподают, а функциональной анатомии и биомеханики. Нас интересует не то, где находится бицепс и как его тренировать. Нам нужно понять, что он делает, какую функцию выполняет. Если мы видим пациента, мы должны определить какая функция нарушена.
Так как мы работаем с людьми, которые к нам обращаются уже с какой-то проблемой, то очень важно сделать обследование. Это самое главное и это и составляет самую большую и основную часть нашей работы. Чтобы правильно провести обследование, мне нужно посмотреть, как человек движется, и понять, в чем его проблема. Сначала я вижу, что не соответствует нормальному движению. Мне нужно это проанализировать. В это время у меня уже должна появиться гипотеза о том, что это может быть, и на основе этой гипотезы я начинаю тестировать. Если тесты не подтвердили гипотезу, то мне нужно искать дальше и докопаться до причины, почему этот человек движется как-то неправильно, почему у него боль именно там, где он показывает. Для этого нам очень нужны знания именно функциональной анатомии и биомеханики, что почти одно и то же, а также физиологии. Без этих знаний, даже имея прекрасное чувство тела и зная миллионы упражнений, мы не поможем пациенту.