Click "Block Editor" to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands.
Tilda Publishing
Про реабилитацию

Как физическая терапия воздействует на мозг

В 2009 году Дейв Бексфилд, который на тот момент уже три года болел рассеянным склерозом, решил попробовать экспериментальную терапию. Одним из условий участия была способность пройти самостоятельно не менее 100 метров. Для Дейва это не составило труда, но за время, что ушло на одобрение лечения со стороны страховой компании, его состояние резко ухудшилось. Дейв мог пройти лишь несколько шагов с ходунками и был в отчаянии. Тогда его сестра, которая была физическим терапевтом, решила помочь. Кажется чудом, но спустя месяц занятий Дейв смог пройти сто шагов без поддержки и получил долгожданную терапию.
Что же произошло? Каким образом всего месяц упражнений буквально поднял человека на ноги? Это чудо называется физическая терапия.

Кто такой физический терапевт

Физическая терапия — это признанная во всем мире университетская специальность. Будущие физические терапевты изучают анатомию и биомеханику, физиологию и нейрофизиологию, патологию, психологию и основы коммуникации с пациентами, принципы клинического мышления, деонтологию и этические вопросы, а также специальные техники и приемы физической терапии в травматологии, ортопедии, неврологии, кардиологии, пульмонологии.
В своей работе ФТ использует весь спектр физических методов воздействия, но основными считаются механическая сила и движение. Результатом работы физического терапевта являются максимально активные и правильные движения, которые планирует, инициирует и выполняет уже сам клиент (пациент) в рамках своего двигательного потенциала.

Чем физическая терапия принципиально отличается от ЛФК

Работа физического терапевта (ФТ) начинается с оценки состояния всех структур и функций человека, которые могут влиять на его движения, мобильность и иные функциональные возможности.
Затем специалист, совместно с клиентом и/или его близкими, ставит четкие и понятные для клиента и членов его семьи цели. И это самое главное отличие физической терапии от лечебной физкультуры.
Наверняка вы когда-нибудь слышали, например, о «комплексе упражнений при поясничном остеохондрозе». То есть лечебная физкультура использует физические упражнения в качестве лечебного метода в зависимости от причины заболевания. В то время как физическая терапия использует физические упражнения и другие методы коррекции, ориентируясь в первую очередь на то, как то или иное заболевание мешает полноценной жизни пациента, какую именно важную для пациента активность оно ограничивает.
Основная задача физического терапевта – помочь либо восстановить утерянную функцию, либо приспособить человека к ее выполнению новым для него способом.

Как с помощью физической терапии можно воздействовать на мозг?

Прежде чем говорить, как именно ФТ будет работать и какие техники будет использовать, подчеркнем, что у всех его действий должно быть четкое обоснование. То есть, если ФТ назначает определенное упражнение, он должен понимать, как под воздействием этого меняется активность человека, какие изменения происходят в структурах и функциях организма, а в случае, например, с рассеянным склерозом – как физические упражнения воздействуют на здоровый головной мозг.
Итак, физическая терапия:
  • Стимулирует образование новых нейронов.
  • Увеличивает выработку питательных веществ, полезных для нейронов – нейротрофических веществ.
  • Улучшает передачу импульсов от одного нейрона к другому.

В итоге, при выполнении физических упражнений улучшается не только физическая форма – например, нарастает мышечная сила или выносливость, – но и интеллектуальные способности.
Это было подтверждено в исследовании на лабораторных животных, у которых после 4-6 недель регулярных тренировок в мозге увеличивалось образование новых нейронов.
Основа появления новых навыков – появление новых связей между нейронами. Это было подтверждено в исследовании с использованием фМРТ, в котором выяснили, что в результате жонглирования в течение 6 недель происходит образование новых связей между нейронами.
У пациентов с РС, которые выполняли физические упражнения в течение 12 недель, изменилась структура мышц, улучшилась их сократительная способность и выносливость. Также было доказано, что в результате физических упражнений от 6 до 12 недель у пациентов с РС происходит функциональная перестройка отделов коры головного мозга, отвечающих за зрительно-моторные взаимодействия, т.е. увеличивается скорость выполнения тех или иных задач.

Принципы двигательного обучения

Для того, чтобы реализовать весь эффект от выполнения физических упражнений, физический терапевт должен использовать в своей работе основные принципы двигательного обучения, которые основываются на знаниях о том, как происходит контроль и регуляция движений в организме.
На данный момент существует системный подход к теории моторного контроля, то есть, контроля и управления всеми движениями в организме. Контроль этот осуществляется структурами головного и спинного мозга, каждая из которых выполняет определенную задачу.
  • Cпинной мозг вместе с мышцами и чувствительными рецепторами представляет собой самый нижний уровень обработки информации в системе моторного контроля. Здесь осуществляется ряд элементарных двигательных рефлексов: например, кожные сгибательные рефлексы – защитный рефлекс отдергивания при ожогах, уколе. Ствол мозга содержит важные ядра, отвечающие за контроль позы и движения. Он же получает соматосенсорную информацию от кожных и мышечных рецепторов головы, и сенсорную информацию от вестибулярной и зрительной систем.
  • Мозжечок контролирует позу, тонус, равновесие тела.
  • Таламус отвечает за обработку практически всех сигналов, идущих в кору головного мозга.
  • Париетальная и премоторная кора: здесь происходит идентификация цели в пространстве, а также выбор направления действия и программирование.
  • Моторная кора передает информацию к стволу и спинному мозгу и далее к мышцам.


Все эти структуры не работают сами по себе. Они взаимодействуют друг с другом посредством прямых и обратных связей. В процессе своего двигательного развития человек проходит определенные последовательные стадии – таким образом, постепенно формируется так называемый моторный контроль всех движений и навыков. На данный момент описывают следующие фазы моторного контроля.
  • Мобильность – способность принимать позу и начинать движение.
  • Стабильность – стабилизация нового положения и контроль гравитации.
  • Контролируемая мобильность, или «мобильность на стабильности». Это означает, что движение может контролироваться в каждой точке в стабильном положении.
  • Навык: все движения возможны, все части тела могут двигаться и контролироваться во всех направлениях.

Например, чтобы стоя у кухонных полок человеку взять чашку с верхней полки, ему необходимо для этого:
  • Иметь достаточно хороший объем движений во всех суставах верхней конечности, должна быть достаточная мышечная сила для движения и соответствующий мышечный тонус. Все это контролируется структурами спинного и головного мозга. Это и есть мобильность – способность принимать позу и начинать движение.
  • Необходимо сохранять устойчивое положение корпуса, прежде чем он начнет протягивать руку к цели – это стабильность.
  • Пока человек протягивает руку к чашке на верхней полке, все мышцы корпуса и нижних конечностей также находятся в определенном статическом напряжении, которое сохраняет устойчивое положение – это и есть мобильность на стабильности.

А теперь представим, что человек, стоя у кухонных полок, не только протягивает одну руку за чашкой на верхней полке, но и одновременно держит телефон другой рукой и набирает на нем сообщение – это уже сформированный навык.
Для того, чтобы у человека развился новый двигательный навык, или произошло улучшение или восстановление ранее приобретенного навыка, физический терапевт использует в своей работе принципы так называемого моторного обучения.
Моторное обучение – это, по сути, процесс обучения тому, как что-то делать хорошо. Это динамический процесс, который состоит из восприятия определенной задачи, осознания, как это движение или задачу выполнить, и непосредственно самого действия.
В 1967 году Фитс и Познер описали три стадии обучения:
  1. Когнитивная: человек должен думать о каждом действии и не может в это же самое время решать иную задачу.
  2. Ассоциативная: человек старается найти решение проблемы. Физический терапевт должен позволить сделать ошибку, чтобы тот мог извлечь урок. Также он может облегчить пациенту возможность найти решение.
  3. Автономная: человеку не нужно долго думать о решении проблемы, он может выполнять двойные задачи.

То есть, согласно этой теории обучения, в конечном итоге цель физической терапии будет заключаться в том, чтобы пациенты продолжали практиковать и достигли той стадии, на которой они смогут применять приобретенные навыки в различных ситуациях и при различных обстоятельствах.

Разные подходы к моторному обучению

В своей работе физический терапевт может использовать следующие подходы к обучению движению:
  • Декларативный подход: каждое действие четко анализируется, затем отрабатывается на тренировках. Весь процесс контролирует специалист.
  • Процедурный подход: тренируется сразу активность в постоянно меняющихся условиях. В этом случае сам пациент контролирует процесс.

В любом случае, работа физического терапевта складывается из знаний о том, как происходит контроль и управление всеми движениями в теле человека, и способности научить человека выполнять то или иное действие наилучшим, оптимальным способом в зависимости от его состояния, его потребностей и обстоятельств.

Физическая терапия Рассеянный склероз