Физические терапевты и другие врачи работают в одной команде
— Аннкристин, расскажите, когда и почему вы решили стать физическим терапевтом?
— Я приняла это решение в 14 лет, в школе. Тогда в шведских школах проводились так называемые «практические недели», когда ученики могли примерить на себя работу в определенных профессиональных областях, — посмотреть, как та или иная профессия устроена в реальной жизни. И вот я оказалась в учреждении, где работали физические терапевты. Мне все сразу понравилось. Я моментально влилась в эту атмосферу — спорт, работа с пациентами. Вообще-то сначала я собиралась стать спортивным тренером, но моим наставником была женщина в возрасте, и глядя на нее я подумала: «Я не смогу все еще быть тренером в 50–60 лет». Поэтому я остановила свой выбор на физической терапии — она была наиболее близка к моему первоначальному выбору.
Я училась в Стокгольме в Каролинском институте. В 20 лет я получила образование и сразу начала работать в больнице. Первые пару лет я работала с пациентами в стационаре, потом еще пять лет занимаясь в основном амбулаторными больными на первичном приеме. А дальнейшие 25 лет я работала в клинике профессионального здравоохранения.
— У вас есть любимые сферы в профессии?
— Со временем мои интересы менялись. Сначала мне очень нравилась эргономика, сфера организации рабочего пространства и профилактика заболеваний. Но с такими интересами нельзя работать в больнице, потому что в больнице находятся те, кто уже заболел или пострадал. Мой основной фокус — это гигиена труда и эргономика. Я всегда работала в общественной сфере, помогала людям создать максимально функциональное пространство, наладить физическое и психическое здоровье. Однако в какой-то момент я поняла, что хочу большего и надо идти дальше. Я решила получить магистерскую, а затем и докторскую степень в физической терапии. В результате я стала преподавать физическую терапию в университете и занялась исследованиями.
С тех пор как я получила диплом, система обучения физических терапевтов сильно изменилась. В те годы (речь идет о 80-х годах прошлого века — прим. ред.) невозможно было получить степень магистра физической терапии, можно было быть только бакалавром. Более того, даже отдельной научной области «физическая терапия» не существовало. Физическую терапию преподавали врачи, и только потом ее выделили в самостоятельную сферу и начали преподавать отдельно. Только мы, сами физические терапевты, знаем, что нужно для качественного образования, и поэтому именно мы должны преподавать студентам, которые станут физическими терапевтами. Да, некоторые дисциплины преподают врачи, но основное обучение проводят именно физические терапевты.
— Бывает, что врачи смотрят на физических терапевтов немного свысока, будто вы не настоящие терапевты…
— Так было раньше, но в наши дни этого уже нет в Швеции. Может быть, какие-то пожилые врачи, которые очень давно работают в системе, имеют такие взгляды. Новые поколения специалистов точно знают, что физические терапевты равны им и что они нуждаются в нашей поддержке. В процессе образования мы часто проводим совместные занятия с врачами и медсестрами из других областей и обсуждаем, как каждый из нас может помочь пациенту.
— Студенты учатся работать в команде с самого начала?
— Да. Уже на втором месяце обучения начинается командная работа, и она продолжается до самого конца обучения, ведь задачи постепенно усложняются.
Непрерывное образование — шведский вид спорта
— Что студенты изучают в первую очередь?
— У нас очень большая конкуренция, и у студентов должны быть очень хорошие оценки для поступления в университет на физического терапевта. Наши студенты учатся очень интенсивно. Все начинается с анатомии, затем идет физиология. После этого физическая терапия, то есть, навыки физического терапевта в клинических условиях. Мы обычно называем это физиотерапией.
Со своим первым пациентом студенты начинают работать уже в первом-втором семестре. Они много времени проводят в клинике в четвертом семестре. В пятом семестре клиническая работа факультативна, в шестом обязательна. Другими словами, два семестра вы обязаны работать в клинике, и один семестр вы можете отказаться и решить заняться чем-то другим или вообще ознакомиться с другими областями физической терапии. Студенты не выбирают, где проходить практику — есть определенное количество мест, где проходят практические занятия, и студенты прикрепляются к конкретным преподавателям.