Click "Block Editor" to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands.
Tilda Publishing
Про реабилитацию

Когда ребенку нужна помощь эрготерапевта

Хотя родители обычно замечают задержку речи или физические нарушения уже на ранних этапах развития ребенка, необходимость в эрготерапии не всегда очевидна. Точнее, чаще всего родители просто не понимают, зачем ребенку нужен такой специалист.
Эрготерапия — это дисциплина в функциональной реабилитации, охватывающая множество задач, которые есть у детей с широким спектром задержек, травм и других проблем. Англоязычный термин «occupational therapy» можно перевести как «трудотерапия», и у многих возникает вопрос — а при чем тут дети, ведь у них нет «профессии»? На самом деле главная «профессия» любого ребенка — это игра и обучение. Именно этим и занимаются детские эрготерапевты — через игру помогают восстановить или развить навыки, которые связаны с разными ежедневными активностями ребенка.

👉 Обычная игра в жизни особого ребенка

Чтобы понять, нужна ли ребенку помощь эрготерапевта, стоит обратить внимание на проблемы, перечисленные ниже. Часть из них специалисты даже относят к так называемым «красным флагам», которые требуют немедленного вмешательства. Конечно, помощью в решении любой из этих проблем занимается не только эрготерапевт, но по каждому из пунктов этот специалист может помочь.

Задержки в развитии. Ребенок не достигает определенных этапов развития, таких как интеграция основных рефлексов, ползание, ходьба или сидение, не может обучаться на уровне, соответствующем его возрасту, не развивает игровые и социальные навыки.

Мелкая моторика. Ребенку сложно удерживать игрушки, пользоваться столовыми приборами, снимать или надевать одежду, хватать карандаш, пользоваться зубной щеткой, расческой, точно попадать формочкой в сортер, точно и быстро закрывать фломастер колпачком, пользоваться ножницами или застежками для одежды, такими как липучки, молнии, шнурки, пуговицы.

Крупная моторика. У ребенка плохая координация, есть заметная неуклюжесть, плохие навыки владения мячом (поймать, отпустить, попасть в цель) или проблемы с синхронным использованием обеих сторон тела.

Визуальная перцептивная обработка. Ребенок испытывает трудности при зрительном контакте, понимании различий между двумя или более предметами или формами, не может определить предмет, который виден только частично. У него есть сложности со зрительной памятью и последовательной памятью для запоминания чисел или написания/прочтения слов, снижена способность найти объект среди других объектов, есть проблемы с распознаванием букв/цифр, копированием букв или фигур или представлением о левом и правом.

Оральная моторика/оральная сенсорика. Ребенку сложно или он не может использовать чашку для питья в определенном возрасте (когда это уже нужно уметь делать), пережевывает пищу передними, а не коренными зубами, испытывает трудности или не может контролировать движение языка или перемещать частицы пищи во рту, страдает от чрезмерного слюнотечения, имеет проблемы с питьем через соломинку или надуванием пузырей. Часто играет с игрушками ртом в возрасте, когда дети уже не делают этого, имеет чрезмерную разборчивость в еде.

Сенсорная обработка (способность обрабатывать и соответствующим образом реагировать на движение, прикосновение, изображение и звук, а также понимать, где находится его собственное тело в пространстве по отношению к другим людям, объектам и т. д.). Ребенок может быть чрезмерно чувствительным или иметь повышенную реакцию на движение, прикосновение или звук. Может легко отвлекаться, хотеть чрезмерного движения/давления, проявлять заторможенность и быть неспособным обратить внимание на себя, ему может быть трудно успокоиться, когда расстроен или справиться с переменами. Такого ребенка обычно беспокоят определенные текстуры (включая одежду, ванну, еду и т. д.)

Социальное взаимодействие. Ребенок испытывает сложности при взаимодействии с семьей или сверстниками, с трудом адаптируется в новой среде. Испытывает сложности при посещении магазина, кафе. У него может быть задержка в развитии речевых навыков, чрезмерная сосредоточенность на одном предмете, трудности с учебой в школе.

Проблемы с обучением. Не может сконцентрироваться, требует больше времени на обработку информации и повторных указаний, испытывает трудности с пониманием и реакцией на основные стили преподавания, плохо контролирует импульсы или изо всех сил пытается следовать инструкциям, чтобы не отставать в школе.

Игровые навыки. Часто пытается начать игру самостоятельно, быстро переходит от одного дела к другому, не общается со сверстниками, братьями и сестрами, играет с игрушками постоянно или не по возрасту, или не интересуется игрушками и играми.

Саморегулирование. Плачет, когда ухаживающий на занятии «отпускает с рук», уходит из поля зрения или выходит из кабинета. С трудом справляется с разочарованием, устраивает истерики, когда ему говорят «нет», испытывает трудности с тем, чтобы делиться или действовать по очереди, расстраивается или тревожится из-за перемен, избегает или упускает возможности для самозащиты, просьб о помощи и т. д.

👉 Кто такой детский физический терапевт

Развитие ребенка происходит в непрерывном режиме, и эрготерапия может помочь разными способами тем, у кого есть задержки, расстройства, травмы или отдельные проблемы. Вот несколько примеров, как эрготерапевт может помочь с решением проблем из списка выше:
  • Поможет ребенку, передвигающемуся в инвалидной коляске, научиться играть со сверстниками.
  • Поможет ребенку с когнитивными нарушениями научиться пользоваться карандашами, красками или игрушками.
  • Будет работать с ребенком с аутизмом над преодолением сенсорных «отвращений» или социальных трудностей.
  • Поможет ребенку с проблемами концентрации внимания добиваться успехов в школе.
  • Поможет ребенку с черепно-мозговой травмой научиться снова справляться с основными задачами, такими как чистка зубов, одевание или письмо.
  • Поможет ребенку со слабым зрением безопасно ориентироваться в окружающей среде и различать различные предметы.
  • Поможет ребенку с сильными сенсорными «отвращениями» увеличивать разнообразие питательных продуктов, одновременно учась получать удовольствие от еды.
  • Обучит ребенка с ограниченным контролем движений и/или силой одной или нескольких конечностей, зачерпывать пищу, доносить до рта, открывать контейнеры, готовить закуски или стабилизировать столовые принадлежности во время еды с помощью разного адаптационного оборудования для самостоятельного приема пищи, подберет наиболее приемлемый способ для переодевания с минимальным участием ухаживающего.
Эрготерапия ДЦП