Игра занимает центральное место в обучении и развитии всех детей. Это касается и детей с особенностями развития, в том числе с ДЦП. Игра с другими – сверстниками или взрослыми – может помочь детям с ограниченными возможностями не только освоить ключевые навыки, но и почувствовать себя на равных с другими, повысить самооценку, а также ощутить заботу и поддержку.
Зачем нужно играть
Через игру ребенок с особенностями развития преодолевает различия между собой и своими сверстниками, находит свои сильные стороны. Поговорим о том, какие именно навыки позволяет развить игра.
Социально-эмоциональные навыки
Игра и общение с другими детьми помогают ребенку научиться делиться, быть терпеливым, делать что-то в команде, решать конфликтные ситуации, распознавать чувства других детей.
Если ребенку все это дается с трудом, и это негативно влияет на его способность играть с другими, имеет смысл обратиться за помощью к психологу.
Если ребенку все это дается с трудом, и это негативно влияет на его способность играть с другими, имеет смысл обратиться за помощью к психологу.
Навыки коммуникации
Некоторые дети с особенностями развития могут использовать для общения не только речь, но и жесты или альтернативные средства коммуникации. В процессе общения и игры с другими ребенок отрабатывает навык использования доступного ему метода коммуникации, учится не только говорить, но и слушать. Глядя на то, как общаются другие дети, ребенок понимает, какая реакция в какой ситуации будет адекватной. Кроме того, ребенок просто сможет практиковаться в использовании слов, фраз и так далее. Не менее важно, что и другие дети смогут научиться и привыкнуть к общению с ребенком с особенностями.
Развивая коммуникативные навыки, ребенок с двигательными нарушениями учится выражать свои эмоции и мысли, обретает уверенность в себе. В будущем это поможет ему легче заводить знакомства и находить друзей.
Если у ребенка существуют трудности с коммуникацией, то помочь может логопед или специалист по альтернативной коммуникации.
Развивая коммуникативные навыки, ребенок с двигательными нарушениями учится выражать свои эмоции и мысли, обретает уверенность в себе. В будущем это поможет ему легче заводить знакомства и находить друзей.
Если у ребенка существуют трудности с коммуникацией, то помочь может логопед или специалист по альтернативной коммуникации.
Двигательные навыки
Если речь идет о ребенке с серьезными двигательными нарушениями, то этот пункт может вызывать вопросы: как ребенок, который, например, не может передвигаться без специальных средств поддержки, будет играть с другими в подвижные игры? Но посильное участие в активных играх поможет ребенку не только развить ловкость, координацию и другие моторные навыки, но также повысит чувство собственного достоинства, даст ощущение сопричастности. Задача взрослых в данном случае – помочь ребенку с особенностями и остальным детям скорректировать игру с учетом его ограничений. Например, если это игра с мячом – показать, что мяч можно кидать на уровне ребенка в инвалидной коляске.
Если двигательные нарушения мешают ребенку участвовать в детских играх на равных, следует обратиться за помощью к физическому терапевту или эрготерапевту.
Если двигательные нарушения мешают ребенку участвовать в детских играх на равных, следует обратиться за помощью к физическому терапевту или эрготерапевту.
Как помочь ребенку играть с пользой
Естественно, что, если ребенок существенно отличается от своих сверстников, родители будут испытывать тревогу, насколько другие дети примут его, получится ли у него успешно взаимодействовать с ними. В таком случае родители могут помочь ребенку практиковать навыки совместной игры в ходе повседневной игры дома.
Стать примером для подражания
Видя, как родители действуют в различных ситуациях, ребенок учится, как делиться, делать что-либо по очереди, слушать других и считывать эмоции других детей. Беря родителей за образец, ребенок учится смотреть на события с разных точек зрения, находить компромисс, проявлять эмпатию.
Настольные и интерактивные игры
Настольные игры — отличный способ помочь ребенку научиться взаимодействовать с другими. Например, если вашему ребенку нужно потренироваться в ожидании своей очереди, можно использовать специальную карточку ожидания. По мере того, как ребенок будет лучше ждать своей очереди, вы можете сокращать подсказки.
Совместное чтение
Читать вместе – это проверенный временем способ обучения. Читая вместе с ребенком, вы погружаете его в различные ситуации, в которых можно распределять роли и обыгрывать разные модели поведения. Обсуждайте прочитанное: «А что было бы, если бы герой поступил иначе?», «Как бы ты поступил на его месте?». Все это несомненно пригодится ребенку в общении со сверстниками на детской площадке или в школе.
Каждый раз, когда ребенок делится, благодарит или корректно выражает свою позицию, следует похвалить и подбодрить его. Это поможет ему закрепить позитивный опыт и превратить его в устойчивый навык.
Правильный выбор игрушек
Выбирайте те игрушки, с которыми ребенок будет чувствовать себя уверенно. Ребенок с большей вероятностью включится в игру, если она не заставит его сразу почувствовать, что это ему не под силу. Ребенку младшего возраста предложите игру, в которую можно играть в одиночку, вдвоем или в компании. Это могут быть:
- рисование или лепка из пластилина;
- конструкторы, такие как Duplo или Lego;
- игра с музыкальными инструментами;
- кукольный театр, пальчиковые игрушки и т.д.
Пространство для игры
Если вы приглашаете детей к себе домой, чтобы поиграть, то правильно обустроенное пространство для игры поможет детям хорошо провести время. Оно должно быть достаточно просторным, чтобы ребенок в любой момент мог сделать выбор, хочет ли он сейчас играть в одиночку или присоединиться к компании.
Помощь рядом – в случае необходимости
Иногда взрослому нужно вмешаться, чтобы помочь ребенку справиться с трудной ситуацией. Хорошо, если вы можете поддержать ребенка вербально – например: «Саша взял твою игрушку. Ты злишься, это нормально. Посмотрим, что мы можем сделать».
Хорошо также научить ребенка фразам, которые помогут ему в игре с другими детьми – например: «Я бы тоже хотел поиграть с этим», «Давай поиграем в это вместе?» или «Мне не нравится, когда ты так делаешь».
Хорошо также научить ребенка фразам, которые помогут ему в игре с другими детьми – например: «Я бы тоже хотел поиграть с этим», «Давай поиграем в это вместе?» или «Мне не нравится, когда ты так делаешь».
Разнообразие общения
Для всех детей, включая детей с особенностями развития, здорово играть и общаться с детьми разного возраста: старше, младше и со сверстниками, а также видеть рядом с собой и детей с особенностями, и нормотипичных детей. С каждым у ребенка будет уникальный опыт общения и игры. Это учит детей, что мир разнообразен, а люди могут сильно отличаться друг от друга, что не мешает им договариваться, учиться друг у другу и получать радость от общения.
Следование за интересом ребенка
Еще один отличный стимул в развитии малыша – это опора на его интересы. Что заставляет ребенка улыбаться или смеяться? На что ребенок указывает или смотрит? Это могут быть самые разные вещи: мяч, игры с водой, пальчиковые краски или жуки. Возможно, у малыша уже появился любимый герой мультфильмов. Включайте в игру то, что интересно ребенку.
Все дети с большей вероятностью будут чувствовать мотивацию и желание учиться, когда им интересно то, что они делают. Это безусловно касается и детей с двигательными нарушениями.
Все дети с большей вероятностью будут чувствовать мотивацию и желание учиться, когда им интересно то, что они делают. Это безусловно касается и детей с двигательными нарушениями.
Игра меняется
По мере того, как ребенок растет и приобретает новые навыки, меняется и его способ игры. Это нормальный процесс для всех детей, но у детей с особенностями развития он может занимать больше времени и требовать большей поддержки со стороны взрослых. Перечислим основные стадии развития навыков игры у детей в первые годы жизни:
У ребенка с двигательными нарушениями переход к новой стадии может наступать позже не только из-за задержки в развитии, но и потому, что из-за физических особенностей он ограничен в возможностях для игры. Например, ребенку с ДЦП физически тяжело удерживать игрушку или из-за нарушения координации ему трудно научиться передавать игрушку кому-либо.
Поэтому так важно поддерживать ребенка на всех этапах игры, помогая ему опираться на его сильные стороны. Знание, что он что-то может сам, станет для него серьезным стимулом развивать новые навыки.
- Одиночная игра. Ребенок играет сам с собой, не обращая внимания на то, чем заняты другие дети. Как правило, этот этап приходится на возраст 15-17 месяцев, но у детей с особенностями он может продлиться дольше.
- Параллельная игра. Дети предпочитают играть рядом в схожие игрушки или заниматься схожим делом. Это свойственно детям 18-24 месяцев.
- Игра-взаимодействие. Примерно к возрасту 3 лет дети начинают меняться игрушками или присоединяться к другим, чья игра их заинтересовала.
- Игра-кооперация. В возрасте 3-4 лет дети начинают объединяться для совместной игры, либо придумывая правила, либо обучая друг друга имеющимся правилам. Они понимают цель игры и стремятся к ней.
У ребенка с двигательными нарушениями переход к новой стадии может наступать позже не только из-за задержки в развитии, но и потому, что из-за физических особенностей он ограничен в возможностях для игры. Например, ребенку с ДЦП физически тяжело удерживать игрушку или из-за нарушения координации ему трудно научиться передавать игрушку кому-либо.
Поэтому так важно поддерживать ребенка на всех этапах игры, помогая ему опираться на его сильные стороны. Знание, что он что-то может сам, станет для него серьезным стимулом развивать новые навыки.