Click "Block Editor" to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands.
Tilda Publishing
Про реабилитацию

Раннее вмешательство: когда, как, зачем

Не все врожденные нарушения развития очевидны с первого взгляда. Бывает, что проходят месяцы и даже годы, прежде чем врачи смогут определить, что не так с ребенком. Раннее вмешательство означает как можно более раннее выявление отклонений или возможного риска задержки развития у ребенка, а также оказание эффективной поддержки ребенку и семье для стимулирования развития. Раннее вмешательство в течение первых двух лет жизни играет решающую роль для дальнейшего обучения и развития – ведь в первые месяцы жизни мозг человека способен адаптироваться и учиться, как никогда после.
Человечество веками изучало тайны формирования и работы нашего мозга. Сейчас новые технологии позволяют получить еще больше информации о том, что стимулирует человеческий мозг. Так, доказано, что первые два года жизни являются критическим периодом для обучения, потому что в мозгу с небывалой активностью формируются синапсы, и это время, когда мозг наиболее интенсивно адаптируется и обучается.
То, что происходит в первые годы жизни, в долгосрочной перспективе имеет огромное значение для когнитивного, моторного и социального развития человека. И поскольку все эти аспекты неразрывно связаны между собой, как правило, раннее вмешательство предполагает работу мультидисциплинарной команды специалистов: педиатра, физического терапевта, эрготерапевта, специалиста по альтернативной коммуникации и других.
Цель такой команды – не только компенсировать нарушения, с которыми столкнулся ребенок, адаптировать среду для максимально эффективного развития и наладить его коммуникацию с миром, но также помочь семье сохранить привычную жизнь, наладить быт с особым ребенком и сберечь эмоциональное равновесие. Поэтому раннее вмешательство – это работа команды специалистов не только с ребенком, но и с родителями.

Виды вмешательств на раннем этапе

В раннем вмешательстве есть несколько направлений. В любом случае, важно учитывать, что это всегда индивидуальная работа с особенностями конкретного ребенка. В ранней поддержке ребенка и его семьи нет места универсальным рецептам. Недавние исследования показали, какие направления в раннем вмешательстве наиболее эффективны.

Стимуляция моторного развития в обогащенной среде

При стимуляции моторного развития основная цель – приблизиться к естественным стадиям двигательного развития ребенка: перевороты, поза сидя, четвереньки, вертикализация и ходьба.
Специалист вместе с родителями определяет цели вмешательства и разрабатывает программу для их достижения. По мере роста и развития ребенка эта программа может постоянно корректироваться. Специалист также научит родителей, как поддержать ребенка руками, и какие движения они могут выполнять в домашних условиях самостоятельно.
Окружающая среда играет большую роль в стимуляции моторного развития ребенка. Хороший терапевт сможет проконсультировать, как оборудовать дом и пространство, в котором ребенок проводит время бодрствования, чтобы максимально стимулировать его к двигательному развитию. Простой пример – смена подгузника. Можно продумать заранее, как будет расположен в этот момент ребенок относительно вас, зеркала, игрушек и других предметов, на которые ребенку интересно смотреть или трогать. Осознанность в этом вопросе позволит использовать все ситуации и занятия в течение дня как развивающую игру. При таком подходе ребенок достигнет большого тренировочного объема, при этом у него не будет ощущения, что он весь день усиленно тренировался.
Метод проб и ошибок также является частью стимулирования развития. Ребенок, которому не удается дотянуться до игрушки, может подумать: «Когда я сделал это вот так, я не дотянулся до игрушки, с которой хотел играть», но ему будет полезно достигнуть успеха в следующий раз. «Когда я повернул свою руку вот так, я сделал это». Дети все время тренируются, их движения совершенствуются и становятся все сложнее – поэтому важно поощрять их, когда что-то не получается с первого раза.

Взаимодействие родителей и ребенка

Вы как родитель играете ключевую роль в раннем вмешательстве. Вы рядом со своим ребенком каждый день и знаете его лучше кого бы то ни было. Специалисты готовы делиться своими знаниями, инструктировать и поддерживать вас, чтобы дать вам больше уверенности в своих силах. Но если у специалистов есть знания, у вас – уникальная эмоциональная связь с младенцем. Помните, что ребенок развивается только когда чувствует поддержку своего значимого взрослого.

Раннее применение вспомогательных устройств и ТСР

Вспомогательные устройства и технические средства реабилитации (ТСР) помогут поддержать ребенка в позах, которые ему трудно выполнять самостоятельно. Кроме того, вспомогательное оборудование может быть уместно при транспортировке ребенка и способствовать тому, чтобы он самостоятельно перемещался и исследовал окружающую среду. Это могут быть специальные укладки для позиционирования лежа или сидя, вертикализатор, ТСР для передвижения, такое как трости, ходунки, инвалидные коляски с ручным или электрическим управлением, а также приспособления для физических упражнений.

Существует множество различных вспомогательных устройств, и большинство из них доступны для самых маленьких детей. Физический терапевт может помочь вам подобрать правильное оборудование для социального и когнитивного развития, а также для двигательного развития ребенка.


ДЦП