Цель физического терапевта всегда помочь пациенту добиться максимальной независимости и самостоятельности несмотря на двигательные нарушения. И хотя во многих странах специалисты получают образование независимо от того, с какой возрастной категорией они будут работать в будущем, но все же у физической терапии в педиатрии есть свои особенности.
Физический терапевт в педиатрии работает с детьми и их родителями. Его задача – помочь ребенку достичь максимальных возможностей в своем двигательном развитии для того, чтобы в дальнейшем самостоятельно и независимо справляться со своими потребностями дома, в школе и в обществе. При этом физические терапевты – независимо от того, с какой возрастной категорией они работают, – имеют дело с двигательными нарушениями, используют методы стимуляции моторных и телесных функций, таких как баланс, сила и выносливость. В своей работе они применяют принципы клинического мышления для диагностики, оценки, и назначения/выполнения назначений.
Семья как полноценный участник терапии
В случае с детской физической терапией ключевое значение приобретает семья ребенка – в первую очередь родители. Участие родителей необходимо на следующих стадиях терапии:
- Постановка целей.
- Позиционирование ребенка в течение дня.
- Адаптация среды, в том числе игрушек.
- Выполнение рекомендаций и упражнений вне занятий со специалистом.
- Приобретение и применение ТСР и другого специального оборудования.
- Эмоциональная поддержка ребенка.
Принципы физической терапии в педиатрии
Не рассматривать ребенка как маленького взрослого. В отличие от взрослых, врожденные или приобретенные в раннем детстве нарушения влияют на еще развивающийся организм. К тому же у детей нет того сенсорного и моторного опыта, который есть у взрослых – поэтому в реабилитации ребенка специалисту понадобится другой подход.
Нужно очень хорошо знать ступени развития ребенка, чтобы в процессе терапии вовремя обратить внимание на задержку развития и при необходимости скорректировать план терапии.
Работа на опережение. Поскольку сенсомоторное развитие ребенка продолжается во время терапии, терапевт заранее включает те или иные занятия на ранней стадии, предвосхищая дальнейшее развитие ребенка.
Учет семейной ситуации. Особенности в развитии ребенка безусловно сказываются на жизни семьи. Если речь идет о краткосрочном нарушении, то, как правило, семья легко с этим справляется. Сложнее с хроническими и тем более прогрессирующими заболеваниями. Сиблинги таких детей, как правило, испытывают дефицит внимания со стороны родителей, а вот сами болеющие дети, напротив, зачастую сталкиваются с чрезмерной заботой и гиперопекой. Если терапевт замечает что-то подобное, имеет смысл обсудить с родителями возможность получить помощь психолога – в противном случае подобные перекосы отрицательно скажутся и на результатах физической терапии.
Диалог с родителями. Родители должны получить от терапевта своевременную и адекватную информацию о том, как можно адаптировать дом, какие ТСР и как стоит применять в конкретной ситуации и т.д. Инструкции, которые специалист дает родителям, должны быть просты, ясны и реалистичны в исполнении. Так, если речь идет об упражнениях, которые нужно выполнять самостоятельно, то лучше давать не более 4 упражнений – так мы повышаем шансы, что родители не бросят заниматься вообще, а эти упражнения будут выполнять качественно и осмысленно.
Игра. В отличие от взрослых, детям бывает сложно сохранять мотивацию для эффективных занятий, а также концентрироваться на каком-либо упражнении в течение длительного времени. Поэтому, физический терапевт в педиатрии должен уметь встроить то или иное упражнение в игру. Тренируясь через игру, ребенок сохраняет интерес и получает удовольствие от процесса – что немаловажно для лучшего результата. Помним, правда, что далеко не всегда ребенок может дать понятную обратную связь. Поэтому детскому физическому терапевту важно уметь распознавать признаки перегрузки ребенка и уметь в нужный момент останавливать и корректировать терапию.
Нужно очень хорошо знать ступени развития ребенка, чтобы в процессе терапии вовремя обратить внимание на задержку развития и при необходимости скорректировать план терапии.
Работа на опережение. Поскольку сенсомоторное развитие ребенка продолжается во время терапии, терапевт заранее включает те или иные занятия на ранней стадии, предвосхищая дальнейшее развитие ребенка.
Учет семейной ситуации. Особенности в развитии ребенка безусловно сказываются на жизни семьи. Если речь идет о краткосрочном нарушении, то, как правило, семья легко с этим справляется. Сложнее с хроническими и тем более прогрессирующими заболеваниями. Сиблинги таких детей, как правило, испытывают дефицит внимания со стороны родителей, а вот сами болеющие дети, напротив, зачастую сталкиваются с чрезмерной заботой и гиперопекой. Если терапевт замечает что-то подобное, имеет смысл обсудить с родителями возможность получить помощь психолога – в противном случае подобные перекосы отрицательно скажутся и на результатах физической терапии.
Диалог с родителями. Родители должны получить от терапевта своевременную и адекватную информацию о том, как можно адаптировать дом, какие ТСР и как стоит применять в конкретной ситуации и т.д. Инструкции, которые специалист дает родителям, должны быть просты, ясны и реалистичны в исполнении. Так, если речь идет об упражнениях, которые нужно выполнять самостоятельно, то лучше давать не более 4 упражнений – так мы повышаем шансы, что родители не бросят заниматься вообще, а эти упражнения будут выполнять качественно и осмысленно.
Игра. В отличие от взрослых, детям бывает сложно сохранять мотивацию для эффективных занятий, а также концентрироваться на каком-либо упражнении в течение длительного времени. Поэтому, физический терапевт в педиатрии должен уметь встроить то или иное упражнение в игру. Тренируясь через игру, ребенок сохраняет интерес и получает удовольствие от процесса – что немаловажно для лучшего результата. Помним, правда, что далеко не всегда ребенок может дать понятную обратную связь. Поэтому детскому физическому терапевту важно уметь распознавать признаки перегрузки ребенка и уметь в нужный момент останавливать и корректировать терапию.
Мультидисциплинарный подход
Как правило, физический терапевт – это ключевое звено в мультидисциплинарной команде, которая занимается реабилитацией. Это особенно важно в работе с детьми. Свою работу физический терапевт «сверяет» с другими специалистами: педиатром, детским неврологом, эрготерапевтом, специалистом по альтернативной коммуникации, психологом. В зависимости от особенностей ребенка состав команды может меняться. Регулярно оценивая результаты терапии и наблюдая успехи ребенка, команда может корректировать лечение.
Физические терапевты, особенно в педиатрии, должны помнить о том, что терапия не всегда может полностью преодолеть ограничения, которые имеются у пациента, и достичь нормотипичного состояния. Конечная цель терапии – дать возможность ребенку достичь максимальной независимости.
Физические терапевты, особенно в педиатрии, должны помнить о том, что терапия не всегда может полностью преодолеть ограничения, которые имеются у пациента, и достичь нормотипичного состояния. Конечная цель терапии – дать возможность ребенку достичь максимальной независимости.