Квалифицированный физический терапевт активно применяет в своей практике не менее пяти различных методик, а знает не менее десятка. От того, насколько эффективно специалист проводит диагностику и комбинирует различные методики, будет зависеть успех терапии.
А что вообще такое методики в физической терапии? Перечислять их можно долго: различные школы мануальной терапии, PNF, Бобат, Войта, мануальный лимфодренаж… Но в чем разница? Во-первых, у разных методик разные цели и задачи. Кроме того, разные техники и методики работают с телом человека на разном уровне. Так, массаж работает с мышцами, краниосакральная остеопатия – с фасциями, мануальный лимфодренаж – с лимфой, а нейроразвиващие техники – как Бобат и PNF – воздействуют на мозг, основываясь на принципах нейропластичности.
Можно отметить, что в работе с разными пациентами преобладает та или иная техника. Например, ортопедическим пациентам чаще нужна мануальная терапия, и специалист может прибегнуть к одной из признанных школ: Мейтланд, Кальтерборн или Маллиган. Неврологическим пациентам поможет Бобат, Войта или PNF. Мануальный лимфдренаж зачастую применяется после хирургических вмешательств и в онкологии. Но это вовсе не значит, что физическому терапевту при работе с пациентом с неврологическим диагнозом не потребуется, например, мануальная терапия, которая позволит подготовить сустав, прежде чем перейти к физическим упражнениям.
Можно отметить, что в работе с разными пациентами преобладает та или иная техника. Например, ортопедическим пациентам чаще нужна мануальная терапия, и специалист может прибегнуть к одной из признанных школ: Мейтланд, Кальтерборн или Маллиган. Неврологическим пациентам поможет Бобат, Войта или PNF. Мануальный лимфдренаж зачастую применяется после хирургических вмешательств и в онкологии. Но это вовсе не значит, что физическому терапевту при работе с пациентом с неврологическим диагнозом не потребуется, например, мануальная терапия, которая позволит подготовить сустав, прежде чем перейти к физическим упражнениям.
Как столяр, который мог бы выпилить табуретку, имея одну пилу, так и физический терапевт мог бы наверно работать с одной методикой – но выйдет грубовато, долго и неэффективно.
Разнообразие методик позволяет физическому терапевту, во-первых, справляться с разнообразием пациентом, которые приходят к нему на прием, а во-вторых, работать максимально эффективно с каждым пациентом, сочетая по мере необходимости различные техники.
👉 «Мы не выбираем пациентов — любой может прийти к нам за помощью». Интервью Натальи Рунге о том, как работает физический терапевт в Германии
Однако владеть десятком техник недостаточно. Ключевой навык, которому учат физических терапевтов, – это диагностика. Важно уметь анализировать ситуацию, чтобы выбрать, какой инструмент будет оптимален. Начиная работу с каждым новым пациентом, специалист проводит обследование, ищет причину дисфункции, после этого формирует гипотезу, что бы могло исправить ситуацию, и ставит цель терапии вместе с пациентом. Причем, это процесс, который в той или иной степени будет повторяться и для пациента, который проходит длительную терапию. Программа реабилитации может корректироваться в зависимости от результатов и состояния пациента – соответственно, может меняться и набор применяемых методик.
На сегодня в России и за рубежом можно найти платные курсы по разным методикам и даже получить по итогам обучения сертификат. При этом в процессе обучения в российских вузах будущие инструкторы ЛФК как правило не изучают эти методики. Поэтому, увы, за рубежом сертификаты с таких курсов котироваться не будут, и специалисту придется с нуля обучаться на физического терапевта.
👉 «Мы не выбираем пациентов — любой может прийти к нам за помощью». Интервью Натальи Рунге о том, как работает физический терапевт в Германии
Однако владеть десятком техник недостаточно. Ключевой навык, которому учат физических терапевтов, – это диагностика. Важно уметь анализировать ситуацию, чтобы выбрать, какой инструмент будет оптимален. Начиная работу с каждым новым пациентом, специалист проводит обследование, ищет причину дисфункции, после этого формирует гипотезу, что бы могло исправить ситуацию, и ставит цель терапии вместе с пациентом. Причем, это процесс, который в той или иной степени будет повторяться и для пациента, который проходит длительную терапию. Программа реабилитации может корректироваться в зависимости от результатов и состояния пациента – соответственно, может меняться и набор применяемых методик.
На сегодня в России и за рубежом можно найти платные курсы по разным методикам и даже получить по итогам обучения сертификат. При этом в процессе обучения в российских вузах будущие инструкторы ЛФК как правило не изучают эти методики. Поэтому, увы, за рубежом сертификаты с таких курсов котироваться не будут, и специалисту придется с нуля обучаться на физического терапевта.