Я часто консультирую родителей детей с ДЦП. Пожалуй, самый распространенный страх – что их ребенок окажется в инвалидном кресле и не будет ходить. Однако коляски активного типа или коляски с электроприводом способны подарить человеку новые возможности для развития. Поговорим о тех аргументах против колясок, которые я слышу чаще всего.
«Зачем нужна коляска, если наш ребенок отлично ползает?»
Во-первых, для ребенка не первых трех лет жизни, с уже большим весом длительное травматично для коленных суставов. Наши колени не адаптированы под постоянную ударную нагрузку. В результате к 20-25 годам человек может столкнуться с артрозом коленных суставов, которым обычно страдают пожилые люди и который выражен сильным болевым синдромом.
Во-вторых, перемещение ползком по полу физиологически происходит ниже уровня общей активности, которая должна быть у ребенка. Да, когда ребенок маленький, в первые годы жизни он безусловно может играть на полу. Но если это ребенок дошкольного или школьного возраста, то основная его активность сконцентрирована на более высоких уровнях.
Для детей IV и V уровней GMFCS перемещение ползком является довольно медленным и сложным способом передвижения, который не позволяет им успевать за общей активностью их сверстников.
Третье: ползание возможно только дома. Ребенок не будет ползать на детской площадке, в школе, в торговом центре. Поэтому нам стоит задуматься о других возможностях для его самостоятельного перемещения.
Во-вторых, перемещение ползком по полу физиологически происходит ниже уровня общей активности, которая должна быть у ребенка. Да, когда ребенок маленький, в первые годы жизни он безусловно может играть на полу. Но если это ребенок дошкольного или школьного возраста, то основная его активность сконцентрирована на более высоких уровнях.
Для детей IV и V уровней GMFCS перемещение ползком является довольно медленным и сложным способом передвижения, который не позволяет им успевать за общей активностью их сверстников.
Третье: ползание возможно только дома. Ребенок не будет ползать на детской площадке, в школе, в торговом центре. Поэтому нам стоит задуматься о других возможностях для его самостоятельного перемещения.
«Зачем коляска, если можно носить на руках?»
Это сильно ограничивает активность и исследовательскую деятельность ребенка. К тому же с возрастом ношение на руках становится непосильной задачей для родителей, приводя даже к травмам.
Такой вариант не дает ребенку развивать навыки самообслуживания и самостоятельность.
Такой вариант не дает ребенку развивать навыки самообслуживания и самостоятельность.
«Что, если, начав пользоваться коляской, ребенок обленится и перестанет хоть как-то ходить самостоятельно?»
Это один из самых частых вопросов. Существует три причины, почему человек может добровольно отказаться от ходьбы.
Сама по себе коляска не может стать причиной отказа от ходьбы. Как правило, большинство детей выбирает при прочих равных самостоятельную ходьбу, а не коляску – просто потому, что само использование коляски, тростей или ходунков связано с различными ограничениями. Например, на коляске ты не сможешь сам преодолеть какой-нибудь порожек. К тому же, в нее нужно забраться, пристегнуться – все это требует сил и времени.
- Ходьба очень энергозатратная, медленная и не функциональная. Например, ребенку в школе нужно быстро переместиться из одного класса в другой. Он просто не успевает в отведенное время дойти самостоятельно. В такой ситуации ребенок, конечно, выберет коляску.
- Вторичные осложнения, которые могут возникнуть с возрастом и будут затруднять движение.
- Болевые ощущения, которые осложняют ходьбу.
Сама по себе коляска не может стать причиной отказа от ходьбы. Как правило, большинство детей выбирает при прочих равных самостоятельную ходьбу, а не коляску – просто потому, что само использование коляски, тростей или ходунков связано с различными ограничениями. Например, на коляске ты не сможешь сам преодолеть какой-нибудь порожек. К тому же, в нее нужно забраться, пристегнуться – все это требует сил и времени.