Click "Block Editor" to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands.
Tilda Publishing
Про реабилитацию

Шкала MACS: как оценить возможности рук при ДЦП

Человеческая рука – удивительный биомеханизм, который поражает воображение широтой своих функциональных возможностей. Тем сложнее для ученых было разработать шкалу, которая отражала бы объективную картину мануальных способностей людей с церебральным параличом. Лишь в 2002 году исследователи из ведущих университетов Швеции и Канады объединились, чтобы разработать MACS (Manual Ability Classification System) – Систему классификации мануальных навыков, которая сейчас применяется специалистами по реабилитации и врачами во всем мире при работе с детьми с ДЦП.

Что и зачем оценивает MACS

Система MACS была разработана для оценки того, как дети с церебральным параличом используют свои руки при обращении с предметами в повседневной деятельности. Функция рук сложна и зависит от множества различных компонентов, таких как сенсомоторные компоненты, когнитивные навыки, постуральный контроль, зрительное восприятие, мотивация. MACS не учитывает все это, помогая сосредоточиться на том, как выполняется то или иное действие, а не почему.

Разработчики признаются, что стремились создать некий эквивалент Системы классификации больших моторных функций GMFCS, но для рук. Они целенаправленно намеревались выйти за рамки описания особенностей движения рук и разработать классификацию, основанную на том, чего ребенок способен достичь с помощью рук в повседневной жизни.
Цель использования MACS заключается в оценке способности ребенка обращаться с предметами в повседневной жизни.
При этом шкала разработана таким образом, чтобы отражать то, как в среднем ребенок справляется с задачами, а не его максимальные возможности. Шкала не оценивает каждую руку по отдельности, а дает представление в целом о возможностях ребенка при использовании одной или двух рук.

👉 6 вопросов о GMFCS

Как устроена шкала оценки

MACS описывает пять функциональных уровней. Градация основана на способности ребенка самостоятельно обращаться с предметами. Также в оценке учитывается, насколько ребенку требуется помощь или адаптация среды для выполнения действий в повседневной жизни.

При оценке по MACS следует выбрать тот уровень шкалы, который лучше всего описывает обычную успеваемость ребенка дома, в школе или в обществе. Для этого необходимо задать вопросы тому, кто хорошо знает ребенка – как правило, одному из родителей.

I уровень

Ребенок легко и успешно обращается с предметами. Возможны небольшие затруднения при выполнении задач, которые незначительно влияют на скорость и точность их выполнения. Ребенку с I уровнем MACS может быть сложно выполнять действия с очень маленькими, тяжелыми или хрупкими предметами, которые требуют развитой мелкой моторики и эффективной координации рук. Трудности также могут возникнуть при взаимодействии с новыми предметами и в незнакомых обстоятельствах. В любом случае, эти затруднения никак не ограничивают самостоятельность ребенка в повседневной деятельности.

II уровень

Ребенок справляется с большинством задач, но качество и/или скорость их выполнения несколько снижены. Ребенок может избегать некоторых задач или искать альтернативные пути. Дети на II уровне обычно пытаются упростить себе задачу, например, используя поверхность стола в качестве опоры вместо того, чтобы держать предметы обеими руками. В целом, на этом уровне мануальные возможности по-прежнему не ограничивают независимость ребенка в повседневной деятельности.

III уровень

Ребенок на III уровне обращается с предметами с трудом, нуждается в помощи, чтобы выполнить задачу. Задачи выполняются медленно, с ограниченным успехом. Ребенок может выполнить действие самостоятельно, если среда была адаптирована. Определенные действия ребенок не может выполнить совсем.

Если на II уровне ребенок справляется с большинством задач, хоть и медленно или со сниженным качеством выполнения, то на III уровне обычно требуется помощь в подготовке к действию, и/или необходимо внести изменения в окружающую среду, например, если ребенок не может сам дотянуться до предметов. На этом уровне можно сказать, что степень независимости ребенка зависит от того, насколько среда адаптирована под его особенности.

IV уровень

Ребенок справляется с ограниченным набором легко управляемых объектов в адаптированных ситуациях. С трудом и с ограниченным успехом выполняет лишь некоторые задачи. Требуется постоянное сопровождение и помощь и/или адаптированное оборудование даже для частичного выполнения действия.

В отличие от детей III уровня, дети с уровнем IV нуждаются в постоянной помощи во время занятия и не всегда могут полноценно участвовать в действии.

V уровень

Ребенок не может обращаться с предметами и имеет сильно ограниченные возможности выполнять даже простые действия. Нуждается в полноценной помощи на протяжении всего действия.

Если на IV уровне ребенок может с поддержкой выполнить часть задачи, то на V уровне ребенок в лучшем случае может справиться с самыми простыми движениями, например, нажать кнопку или время от времени брать в руки простой предмет.

Применение шкалы MACS

Классификация MACS предназначена для детей 4–18 лет. Разумеется, в зависимости от возраста ребенка можно по-разному трактовать его мануальные способности. Как и у нормотипичных детей, есть разница, с какими предметами справится четырехлетний ребенок, а с какими должен уметь обращаться подросток. То же самое относится к независимости: дошкольнику требуется больше помощи и сопровождения, чем подростку.

👉 Индекс Бартела: как и зачем измерять повседневную активность

Классификацию MACS можно использовать в качестве дополнения к диагностике церебрального паралича и его подтипов. При этом шкала охватывает весь спектр функциональных ограничений, которые встречаются у детей с ДЦП. Уровни MACS стабильны во времени, а также маловероятно, что MACS чувствительна к изменениям после различных вмешательств. Эти характеристики делают MACS похожей на классификацию GMFCS.
ДЦП Эрготерапия