Каждый особый ребенок имеет свой уникальный набор физических особенностей, поведенческих проблем и когнитивных нарушений. Тем не менее, регулярное посещение туалета может оказывать положительный эффект на качество жизни человека, независимо от того, удалось ли обучить ребенка самостоятельно выполнять в туалете все необходимые действия.
Вот несколько советов от Австралийского фонда помощи людям с проблемами недержания кишечника и мочевого пузыря (Continence Foundation of Australia), которые доказали свою эффективность в области приучения ребенка к туалету.
1. Обратитесь за советом к медицинскому специалисту
Консультация врача необходима для решения любых очевидных проблем с пищеварением. Важно сначала устранить или хотя бы облегчить такие серьезные проблемы как диарея, запоры, инфекции мочевыводящих путей и кишечника, глютеновая непереносимость, а также дефекты кишечника или мочевого пузыря.
Эрготерапевт или физический терапевт могут дать совет по выбору положения с использованием адаптивного сиденья для унитаза, если ребенок не может самостоятельно удерживать сидячее положение на унитазе. Ребенок, которому трудно поддерживать вертикальное положение, не сможет расслабиться и сконцентрироваться на выполняемой задаче.
Психолог может помочь ребенку, у которого посещение туалета вызывает некорректное поведение, такое как сенсорная стимуляция «продукта». Шум смыва воды в ванной или снятие подгузника или одежды для посещения туалета может вызывать чувство неуверенности и тревоги.
Эрготерапевт или специалист по альтернативной коммуникации могут дать рекомендации относительно визуального графика или конкретных сигналов, чтобы регулярное посещение туалета стало привычным и знакомым ритуалом.
Эрготерапевт или физический терапевт могут дать совет по выбору положения с использованием адаптивного сиденья для унитаза, если ребенок не может самостоятельно удерживать сидячее положение на унитазе. Ребенок, которому трудно поддерживать вертикальное положение, не сможет расслабиться и сконцентрироваться на выполняемой задаче.
Психолог может помочь ребенку, у которого посещение туалета вызывает некорректное поведение, такое как сенсорная стимуляция «продукта». Шум смыва воды в ванной или снятие подгузника или одежды для посещения туалета может вызывать чувство неуверенности и тревоги.
Эрготерапевт или специалист по альтернативной коммуникации могут дать рекомендации относительно визуального графика или конкретных сигналов, чтобы регулярное посещение туалета стало привычным и знакомым ритуалом.
2. Следите за ежедневным рационом ребенка и потреблением жидкости
У детей с особыми потребностями нередки запоры. У детей с низким мышечным тонусом или спастикой могут возникнуть трудности с сокращением мышц для достижения результата в туалете. Отсутствие вертикального положения и низкая физическая активность также могут способствовать запорам. Гастроэнтеролог, специалист по питанию или диетолог могут дать рекомендации относительно диеты и лекарств для ребенка.
Диета с высоким содержанием клетчатки и большим количеством жидкости является наиболее естественным способом лечения запоров. Цельнозерновые продукты, фрукты и овощи являются хорошими источниками клетчатки. Такие продукты как бананы, сладости, белый хлеб, фаст-фуд и продукты с высоким содержанием жира могут замедлять пищеварение.
Во время приучения к туалету убедитесь, что ваш ребенок пьет достаточно жидкости и придерживается диеты, включающей клетчатку, чтобы гарантировать, что опорожнение кишечника не будет затруднено. Одно тяжелое, болезненное опорожнение кишечника может стать серьезным препятствием для ребенка, который учится взаимодействовать с туалетом.
Регулярность приемов пищи также важна: это поможет желудку, кишечнику и мочевому пузырю ребенка так же регулярно наполняться и опорожняться. Кстати, сам прием пищи может стимулировать кишечник, поэтому со временем можно будет предсказать позыв в туалет у ребенка на основе времени приема пищи.
Диета с высоким содержанием клетчатки и большим количеством жидкости является наиболее естественным способом лечения запоров. Цельнозерновые продукты, фрукты и овощи являются хорошими источниками клетчатки. Такие продукты как бананы, сладости, белый хлеб, фаст-фуд и продукты с высоким содержанием жира могут замедлять пищеварение.
Во время приучения к туалету убедитесь, что ваш ребенок пьет достаточно жидкости и придерживается диеты, включающей клетчатку, чтобы гарантировать, что опорожнение кишечника не будет затруднено. Одно тяжелое, болезненное опорожнение кишечника может стать серьезным препятствием для ребенка, который учится взаимодействовать с туалетом.
Регулярность приемов пищи также важна: это поможет желудку, кишечнику и мочевому пузырю ребенка так же регулярно наполняться и опорожняться. Кстати, сам прием пищи может стимулировать кишечник, поэтому со временем можно будет предсказать позыв в туалет у ребенка на основе времени приема пищи.
3. Измените обстановку в туалете и ванной комнате
Для детей, которые не могут ходить, необходимо тщательное планирование пространства ванной комнаты, чтобы обеспечить безопасное и свободное нахождение там ребенка, а также чтобы помочь ему в освоении перехода из положения стоя в положение сидя и обратно.
Детям с особыми потребностями может потребоваться дольше сидеть, чтобы добиться полного мочеиспускания. Чувство неустойчивости в это время может стать одной из основных причин, по которой дети с ограниченными возможностями сопротивляются сидению в туалете. Многим детям может быть достаточно простой накладки на сиденье унитаза и подставки для ног, чтобы комфортно сохранять равновесие. Другим требуется более сложное адаптивное сиденье для унитаза.
В ванной комнате должна быть спокойная обстановка без отвлекающих факторов, шумов или запахов, которые могут вызвать дискомфорт или беспокойство. Не отвлекаясь, ребенок может полностью сосредоточиться на выполнении задачи и достичь результата. Кому-то, напротив, может потребоваться музыка, чтение вслух или игрушка, чтобы оставаться сидеть в течение времени, необходимого, чтобы справиться с задачей.
Детям с особыми потребностями может потребоваться дольше сидеть, чтобы добиться полного мочеиспускания. Чувство неустойчивости в это время может стать одной из основных причин, по которой дети с ограниченными возможностями сопротивляются сидению в туалете. Многим детям может быть достаточно простой накладки на сиденье унитаза и подставки для ног, чтобы комфортно сохранять равновесие. Другим требуется более сложное адаптивное сиденье для унитаза.
В ванной комнате должна быть спокойная обстановка без отвлекающих факторов, шумов или запахов, которые могут вызвать дискомфорт или беспокойство. Не отвлекаясь, ребенок может полностью сосредоточиться на выполнении задачи и достичь результата. Кому-то, напротив, может потребоваться музыка, чтение вслух или игрушка, чтобы оставаться сидеть в течение времени, необходимого, чтобы справиться с задачей.
4. Установите ежедневный режим посещения туалета
Успешное посещение туалета имеет два аспекта: сохранение сухости между посещениями туалета (умение терпеть) и успешное мочеиспускание или опорожнение кишечника в туалете.
Рекомендуется установить четкий график посещений туалета, например, каждые полчаса или каждый час с акцентом на осознание ребенком того, что он мокрый, а не сухой, а также с поощрениями ребенка. Постепенно можно увеличивать интервалы между посещениями, чтобы ребенок учился регулировать процесс мочеиспускания. Со временем он может даже осознать необходимость идти и научиться сообщать об этом.
Каждый раз, когда ребенок опорожняется в горшок или унитаз, можно поощрять ребенка. Привычка регулярно посещать туалет со временем может оказаться на удивление успешной, а ребенок в результате научится задерживать мочеиспускание до следующего похода в туалет. Этот подход может быть успешным у детей со значительными физическими и когнитивными проблемами.
Для достижения лучшего результата очень полезно вести таблицу туалетных записей. Фиксируйте время посещения туалета, время, в течение которого ребенок находится в туалете, а также, опорожнился ли ребенок в туалете или в памперс. Оставьте поле для примечаний и комментариев – это пригодится, например, отметить случаи запора, диареи и т.д. В зависимости от ситуации вы можете добавить в таблицу актуальные поля. Регулярно анализируйте таблицу – возможно, вам удастся обнаружить закономерности, которые помогут пересмотреть тактику приучения ребенка к туалету.
В интернете доступно множество инструментов и форм для ведения записей, которые можно адаптировать к ситуации каждого ребенка.
Убедитесь, что посещение туалета остается позитивным и радостным временем. Если есть сопротивление, не заставляйте ребенка. Лучше обратитесь за помощью и консультацией к специалисту по поведению или психологу.
Рекомендуется установить четкий график посещений туалета, например, каждые полчаса или каждый час с акцентом на осознание ребенком того, что он мокрый, а не сухой, а также с поощрениями ребенка. Постепенно можно увеличивать интервалы между посещениями, чтобы ребенок учился регулировать процесс мочеиспускания. Со временем он может даже осознать необходимость идти и научиться сообщать об этом.
Каждый раз, когда ребенок опорожняется в горшок или унитаз, можно поощрять ребенка. Привычка регулярно посещать туалет со временем может оказаться на удивление успешной, а ребенок в результате научится задерживать мочеиспускание до следующего похода в туалет. Этот подход может быть успешным у детей со значительными физическими и когнитивными проблемами.
Для достижения лучшего результата очень полезно вести таблицу туалетных записей. Фиксируйте время посещения туалета, время, в течение которого ребенок находится в туалете, а также, опорожнился ли ребенок в туалете или в памперс. Оставьте поле для примечаний и комментариев – это пригодится, например, отметить случаи запора, диареи и т.д. В зависимости от ситуации вы можете добавить в таблицу актуальные поля. Регулярно анализируйте таблицу – возможно, вам удастся обнаружить закономерности, которые помогут пересмотреть тактику приучения ребенка к туалету.
В интернете доступно множество инструментов и форм для ведения записей, которые можно адаптировать к ситуации каждого ребенка.
Убедитесь, что посещение туалета остается позитивным и радостным временем. Если есть сопротивление, не заставляйте ребенка. Лучше обратитесь за помощью и консультацией к специалисту по поведению или психологу.
5. Используйте четкие коммуникативные сигналы
Детям с особенностями развития может быть трудно сообщить о своих потребностях. Ребенок может не понимать сообщения взрослого об идее или процессе пользования туалетом. Проблема может заключаться в поведении, а возможно, ребенок просто не может интерпретировать ощущения тела, чтобы понять потребность в туалете.
Логопеды и специалисты по альтернативной коммуникации могут предложить методы, помогающие формировать поведение в туалете и способствовать общению. Для каждого ребенка будет работать своя стратегия. Когда родители или опекуны используют одни и те же простые и ясные слова или фразы, ребенок с большей вероятностью поймет ожидания от процесса посещения туалета. Многим детям могут помочь графические символы или даже жесты.
Наблюдая за ребенком, родители и учителя могут научиться интерпретировать язык тела и невербальные сигналы, указывающие на то, что «нужно идти». Как только ребенок начинает лучше осознавать, что он мокрый или испачканный, он может захотеть помочиться в унитаз и остаться сухим. Ребенок может указывать глазами в сторону туалета, волноваться, дергать за одежду или плакать. В конце концов (и на это могут уйти месяцы или годы) ребенок может научиться вербально просить или использовать жест или символ, чтобы выразить желание воспользоваться туалетом.
Логопеды и специалисты по альтернативной коммуникации могут предложить методы, помогающие формировать поведение в туалете и способствовать общению. Для каждого ребенка будет работать своя стратегия. Когда родители или опекуны используют одни и те же простые и ясные слова или фразы, ребенок с большей вероятностью поймет ожидания от процесса посещения туалета. Многим детям могут помочь графические символы или даже жесты.
Наблюдая за ребенком, родители и учителя могут научиться интерпретировать язык тела и невербальные сигналы, указывающие на то, что «нужно идти». Как только ребенок начинает лучше осознавать, что он мокрый или испачканный, он может захотеть помочиться в унитаз и остаться сухим. Ребенок может указывать глазами в сторону туалета, волноваться, дергать за одежду или плакать. В конце концов (и на это могут уйти месяцы или годы) ребенок может научиться вербально просить или использовать жест или символ, чтобы выразить желание воспользоваться туалетом.
6. Используйте намокание и загрязнение как возможность для обучения
Дебби Аткинс, эрготерапевт Австралийского фонда помощи людям с проблемами недержания кишечника и мочевого пузыря, дает следующие рекомендации: «Если ребенок намочил или испачкал одежду, всегда идите в ванную и в любом случае включите время сидения в туалете в ритуал подмывания и смены белья. Сохраняйте спокойный и нейтральный тон — без похвалы, но и без выговоров и тем более наказаний. Вместо этого рассмотрите это с позитивной стороны как обучающую возможность попрактиковаться в туалетном вопросе с вашим ребенком».
7. Будьте последовательны
Чем более вы последовательны в соблюдении туалетного ритуала и режима посещения туалета, тем лучше. Это включает в себя обстановку в туалетной комнате, последовательность действий, используемые слова или средства общения. Вы будете удивлены, как многократное повторение и узнавание знакомой ситуации способствуют обучению ребенка.
Договоритесь с другими ухаживающими, как лучше поощрять ребенка за успехи в посещении туалета. Каждый ребенок уникален: кто-то рад похлопать вместе в ладоши, кого-то мотивируют возгласы и словесная похвала, например, «браво», можно обниматься после каждого успешного посещения, а у кого-то сработает маленькое съедобное поощрение. В любом случае, позитивное подкрепление и похвала — отличные учителя.
Договоритесь с другими ухаживающими, как лучше поощрять ребенка за успехи в посещении туалета. Каждый ребенок уникален: кто-то рад похлопать вместе в ладоши, кого-то мотивируют возгласы и словесная похвала, например, «браво», можно обниматься после каждого успешного посещения, а у кого-то сработает маленькое съедобное поощрение. В любом случае, позитивное подкрепление и похвала — отличные учителя.
8. Запаситесь терпением
Ребенок с особыми потребностями скорее всего не научится ходить в туалет сразу после того, как его посадят на унитаз. На обучение может уйти несколько недель или месяцев. В большинстве случаев успех в использовании туалета и способности терпеть может быть достигнут только через месяцы или даже годы. Важно, чтобы ожидания были реалистичными. Однако если запастись терпением и настойчивостью, а также заручиться поддержкой специалистов, вы вместе с вашим ребенком сможете достичь таких успехов, о которых даже не мечтали.