Возможность самостоятельно посетить туалет позволяет ребенку с двигательными нарушениями выйти на принципиально новый уровень самостоятельности и независимости. Разбираемся, почему это так важно и главное, как этого добиться.
Как правило, дети учатся самостоятельно пользоваться туалетом в возрасте от 18 до 30 месяцев. У детей с двигательными нарушениями признаки готовности самостоятельно делать туалетные дела чаще всего приходят в том же возрасте. Проблема, правда, в том, что на фоне других проблем со здоровьем у родителей не хватает ресурса наладить этот процесс или обсудить вопрос со специалистом. Тема туалета отодвигается до лучших времен. При этом, согласно исследованиям, проблемы с туалетом у ребенка становятся для родителей дополнительным источником стресса. То есть важно вовремя обсудить со специалистами, например, с эрготерапевтом, как помочь ребенку самостоятельно ходить в туалет. Учитывая индивидуальные особенности развития ребенка, будьте готовы, что ваш метод посещения туалета тоже может быть не похож на то, как это делают остальные.
Развитие сильных сторон
Самостоятельное решение туалетных задач не только расширяет возможности ребенка в участии в общественной жизни и посещении школы, но имеет долгосрочные эффекты на протяжении всей его жизни.
В 2001 году Всемирная организация здравоохранения ввела Международную классификацию функционирования – МКФ. Вместо того, чтобы сосредоточиться на ограничивающих факторах инвалидности, МКФ, напротив, фокусирует внимание на том, что человек может делать. При таком подходе цель любого вмешательства – сделать человека максимально независимым и самостоятельным в повседневной жизни, насколько это возможно. В тех случаях, когда инвалидность накладывает ограничения на физические функции, МКФ предполагает наличие внешней поддержки, которая позволит скомпенсировать ограничения. Это может быть адаптация внешней среды или индивидуальные технические средства реабилитации. Все это может играть колоссальную роль в том числе и при походе в туалет.
В 2012 году Розенбаум и Портер сформулировали «F-слова детской инвалидности» в дополнение к МКФ: Fitness, Function, Friendship, Family, Fun, Future – Физическая форма, Функция, Дружба, Семья, Развлечения, Будущее. Эти слова определяют те цели, которые должны стать доступными для ребенка благодаря вмешательствам специалистов. И в этом смысле возможность пользоваться туалетом неразрывно связана с будущим ребенка. Ведь навык самостоятельного пользования туалетом окажет сильнейшее влияние на его ощущение независимости и уверенность в себе.
В 2001 году Всемирная организация здравоохранения ввела Международную классификацию функционирования – МКФ. Вместо того, чтобы сосредоточиться на ограничивающих факторах инвалидности, МКФ, напротив, фокусирует внимание на том, что человек может делать. При таком подходе цель любого вмешательства – сделать человека максимально независимым и самостоятельным в повседневной жизни, насколько это возможно. В тех случаях, когда инвалидность накладывает ограничения на физические функции, МКФ предполагает наличие внешней поддержки, которая позволит скомпенсировать ограничения. Это может быть адаптация внешней среды или индивидуальные технические средства реабилитации. Все это может играть колоссальную роль в том числе и при походе в туалет.
В 2012 году Розенбаум и Портер сформулировали «F-слова детской инвалидности» в дополнение к МКФ: Fitness, Function, Friendship, Family, Fun, Future – Физическая форма, Функция, Дружба, Семья, Развлечения, Будущее. Эти слова определяют те цели, которые должны стать доступными для ребенка благодаря вмешательствам специалистов. И в этом смысле возможность пользоваться туалетом неразрывно связана с будущим ребенка. Ведь навык самостоятельного пользования туалетом окажет сильнейшее влияние на его ощущение независимости и уверенность в себе.
Полоса препятствий
Для ребенка с физическими проблемами посещение туалета часто превращается в настоящий вызов, серьезное препятствие, которое врывается в его повседневную деятельность несколько раз в сутки и требует огромных трудозатрат. Но при новом подходе к инвалидности поход в туалет стоит рассматривать не как препятствие, а как тренировку, которая позволит освоить значимый навык. К счастью, при корректной поддержке этот навык может быть доступен почти каждому ребенку.
Итак, ребенку с двигательными нарушениями предстоит решить туалетный вопрос. Для этого нужно:
Когда речь идет о человеке с особенностями, любой из этих пунктов может стать непреодолимым препятствием, поэтому весь процесс должен быть продуман до мелочей.
Итак, ребенку с двигательными нарушениями предстоит решить туалетный вопрос. Для этого нужно:
- Дойти и войти в туалет,
- Расстегнуть и спустить одежду,
- Сесть на унитаз,
- Позволить организму справить естественную нужду,
- Встать,
- Поправить и застегнуть одежду,
- Смыть воду,
- Вымыть руки,
- Выйти из уборной.
Когда речь идет о человеке с особенностями, любой из этих пунктов может стать непреодолимым препятствием, поэтому весь процесс должен быть продуман до мелочей.
Цель – туалетная комната
Зайти и выйти из туалета – это неизбежные задачи, которые нужно решить в туалетном вопросе. Зачастую родители и воспитатели сами препятствуют, чтобы ребенок ходил в туалет, потому что поддерживать или поднимать ребенка на унитаз — это слишком трудоемкая и небезопасная процедура.
Навык садиться и вставать тесно связан со способностью пользоваться туалетом.
Чтобы помочь ребенку освоить перенос своего веса и приседания, можно использовать опору, например, мобильный столик. Таким образом, ежедневно отводя ребенка в туалет, вы заодно тренируете навыки приседания и стояния с опорой.
Это соответствует концепции МКФ, повышая самостоятельное участие ребенка в процессе и снижая степень участия ухаживающего.
Предоставление детям возможности практиковаться и участвовать в переходе в туалет, если начать его достаточно рано, в результате повышает их способность совершать и другие действия самостоятельно.
Навык садиться и вставать тесно связан со способностью пользоваться туалетом.
Чтобы помочь ребенку освоить перенос своего веса и приседания, можно использовать опору, например, мобильный столик. Таким образом, ежедневно отводя ребенка в туалет, вы заодно тренируете навыки приседания и стояния с опорой.
Это соответствует концепции МКФ, повышая самостоятельное участие ребенка в процессе и снижая степень участия ухаживающего.
Предоставление детям возможности практиковаться и участвовать в переходе в туалет, если начать его достаточно рано, в результате повышает их способность совершать и другие действия самостоятельно.
На корточках удобнее всего
В западном мире высокий унитаз является нормой. Но так было не всегда: до середины XIX века похожие на стулья туалеты были лишь у членов королевской семьи. Все остальные опорожняли кишечник и мочевой пузырь, приседая на корточки. Современные исследования показали, что такая поза является физиологичной и наиболее эффективной. Приседание расслабляет лобково-прямокишечную мышцу, выпрямляет прямую кишку и работает с гравитацией быстрее, таким образом облегчая процесс опорожнения.
Исследования также показали, что в популяциях, которые практикуют такое позиционирование, значительно меньше случаев запоров и заболеваний кишечника. Кроме того, выполнение упражнений, основанных на приседаниях, снижает риск неконтролируемого мочеиспускания и недержания кала в группе детей школьного возраста.
Многие дети с двигательными нарушениями лишены возможности воспользоваться туалетом без дополнительной поддержки. Тем не менее, поскольку такие дети чаще страдают от запоров и недержания, мы можем использовать наши знания, чтобы обеспечить наиболее комфортное положение на унитазе для наилучшего результата.
Исследования также показали, что в популяциях, которые практикуют такое позиционирование, значительно меньше случаев запоров и заболеваний кишечника. Кроме того, выполнение упражнений, основанных на приседаниях, снижает риск неконтролируемого мочеиспускания и недержания кала в группе детей школьного возраста.
Многие дети с двигательными нарушениями лишены возможности воспользоваться туалетом без дополнительной поддержки. Тем не менее, поскольку такие дети чаще страдают от запоров и недержания, мы можем использовать наши знания, чтобы обеспечить наиболее комфортное положение на унитазе для наилучшего результата.
Сесть, расслабиться и не упасть
Следующим шагом после того, как вы помогли ребенку войти в туалет, будет размещение его на унитазе. Для этого может потребоваться специальное адаптивное сиденье. Оно поможет ребенку занять удобное и стабильное положение несмотря на деформации, мышечный тонус и отсутствие постурального контроля. Это важно, потому что неудобное положение и плохая фиксация не позволят ребенку с двигательными трудностями полностью опорожнить кишечник или мочевой пузырь, что в свою очередь повышает риск инфекций мочевыводящих путей, запоров и других осложнений.
Важно помнить, что большую роль здесь имеет именно ощущение устойчивости на унитазе. В таком состоянии человек может расслабить мышцы, которые задействованы в процессах опорожнения. Чувство нестабильности – одна из основных причин, по которым дети с тяжелыми нарушениями движения отказываются сидеть на унитазе. Использование адаптивных сидений для унитаза поможет ребенку удерживать равновесие, не опасаясь падения.
Важно помнить, что большую роль здесь имеет именно ощущение устойчивости на унитазе. В таком состоянии человек может расслабить мышцы, которые задействованы в процессах опорожнения. Чувство нестабильности – одна из основных причин, по которым дети с тяжелыми нарушениями движения отказываются сидеть на унитазе. Использование адаптивных сидений для унитаза поможет ребенку удерживать равновесие, не опасаясь падения.
Что представляет собой эффективное адаптивное сиденье для унитаза?
Рекомендуемые сиденья имеют прочную основу с опорой на ноги, хорошей опорой для спины, поручнем спереди или другой опорой для рук. Переднее положение рук (например, когда держитесь или опираетесь на поручень перед собой) способствует лучшему контролю головы и туловища, а также повышает стабильность. По возможности нижняя опора должна приподнимать ноги так, чтобы колени были немного выше уровня бедер – такое положение наиболее близко позе на корточках и облегчает процесс опорожнения кишечника.
Для детей с тонусом в мышцах-разгибателях и с низким постуральным контролем необходимы дополнительные возможности регулировки угла наклона спинки. Возможно, понадобятся дополнительные системы поддержки.
Ощущение стабильного и безопасного положения тела – это не все, что нужно ребенку с особенностями для того, чтобы сходить в туалет. Часто таким детям требуется больше времени, чтобы принять правильную позу, расслабиться и сконцентрироваться на процессе. Специалисты отмечают, что ребенку с церебральным параличом может потребоваться от 5 до 45 минут, чтобы завершить туалетные дела. Очевидно, что при такой длительности процесса особенно актуален вопрос комфорта. Стоит задуматься о покрытии сиденья, которое будет приятно коже.
Рекомендуемые сиденья имеют прочную основу с опорой на ноги, хорошей опорой для спины, поручнем спереди или другой опорой для рук. Переднее положение рук (например, когда держитесь или опираетесь на поручень перед собой) способствует лучшему контролю головы и туловища, а также повышает стабильность. По возможности нижняя опора должна приподнимать ноги так, чтобы колени были немного выше уровня бедер – такое положение наиболее близко позе на корточках и облегчает процесс опорожнения кишечника.
Для детей с тонусом в мышцах-разгибателях и с низким постуральным контролем необходимы дополнительные возможности регулировки угла наклона спинки. Возможно, понадобятся дополнительные системы поддержки.
Ощущение стабильного и безопасного положения тела – это не все, что нужно ребенку с особенностями для того, чтобы сходить в туалет. Часто таким детям требуется больше времени, чтобы принять правильную позу, расслабиться и сконцентрироваться на процессе. Специалисты отмечают, что ребенку с церебральным параличом может потребоваться от 5 до 45 минут, чтобы завершить туалетные дела. Очевидно, что при такой длительности процесса особенно актуален вопрос комфорта. Стоит задуматься о покрытии сиденья, которое будет приятно коже.
Подходящее оборудование – это то, которое облегчит повседневную рутину. Несмотря на важность правильного позиционирования и комфорта ребенка в туалете, не так-то просто бывает найти оборудование, отвечающее всем требованиям. Исследование показало, что большинство родителей детей с ДЦП, которые используют дополнительные средства поддержки и адаптивное оборудование, отмечают «необходимость более адекватного оборудования» для купания и туалета ребенка. Возможно, это объясняет, почему туалетное и купальное оборудование часто пылится в кладовке. При этом большинство детей, принимавших участие в исследовании, пользовались впитывающими трусиками и слабительными средствами в возрасте старше четырех лет, что указывает на проблемы в туалетном вопросе.
В другом исследовании родителей детей с ДЦП опрашивали о туалетных привычках и потребностях их детей. Большинство респондентов признались, что прекратили ежедневно водить в туалет своего ребенка из-за отсутствия подходящего адаптивного сиденья. Это приводит к тому, что в общественных местах и в школах недостаточно туалетов, доступных людям с двигательными нарушениями.
При наличии подходящего оборудования значительно больше людей с тяжелыми нарушениями движения могли бы самостоятельно пользоваться туалетом. Сейчас рынок адаптивного оборудования постоянно расширяется, и при желании можно подобрать сиденье, которое удовлетворит всем потребностям ребенка. Это может стать важным вкладом в здоровое будущее и полноценную, независимую жизнь ребенка.
В другом исследовании родителей детей с ДЦП опрашивали о туалетных привычках и потребностях их детей. Большинство респондентов признались, что прекратили ежедневно водить в туалет своего ребенка из-за отсутствия подходящего адаптивного сиденья. Это приводит к тому, что в общественных местах и в школах недостаточно туалетов, доступных людям с двигательными нарушениями.
При наличии подходящего оборудования значительно больше людей с тяжелыми нарушениями движения могли бы самостоятельно пользоваться туалетом. Сейчас рынок адаптивного оборудования постоянно расширяется, и при желании можно подобрать сиденье, которое удовлетворит всем потребностям ребенка. Это может стать важным вкладом в здоровое будущее и полноценную, независимую жизнь ребенка.