Про реабилитацию

Мультидисциплинарный подход при ДЦП

Церебральный паралич может означать, что ребенок имеет не только двигательные нарушения, но и другие проблемы – от когнитивных особенностей до нарушений зрения и слуха. Это не обязательно, но вполне вероятно. Для того, чтобы ребенок развивался с минимально возможным отставанием от сверстников, все эти проблемы важно вовремя распознать и начать с ними работать. Именно поэтому в контексте ДЦП так часто говорят о мультидисциплинарной команде специалистов.
Идеальным вариантом ведения ребенка с ДЦП будет командный, междисциплинарный подход на протяжении детства, при котором постоянной группой специалистов регулярно обсуждаются ближайшие цели коррекционной и реабилитационной работы, четко планируется реабилитационный маршрут, а специалисты не соперничают за преимущество своих задач над задачами своих коллег.

Для каждого ребенка с ДЦП команда, занимающаяся его развитием, будет специфичной, подобранной индивидуально под задачи его развития и возраст. Важны наличие ранней помощи (с рождения или на первом году жизни), регулярное консультирование родителей по развитию ребенка, работа на опережение, то есть подготовка к решению новых задач развития задолго до наступления времени решения этих задач.

👉 Раннее вмешательство: когда, как, зачем

Для ребенка с нарушением речи будет необходима работа с логопедом и, возможно, специалистом по альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК). Один специалист может совмещать в себе эти компетенции при должном обучении. Логопеда, работающего с ДЦП, помимо речевых задач и задач коммуникации также должно интересовать освоение ребенком глотания и жевания. Важно обследовать ротовую полость ребенка на предмет укорочения подъязычной складки и других изменений строения ротовой полости. Работа с глотанием и консультирование матерей иногда проводятся с первых дней жизни в случае, если трудности заметны с рождения. Работа с жеванием проводится с момента ввода прикорма. Важным моментом будет взаимодействие семьи, педиатра и логопеда в вопросах жевания, так как еда должна обеспечивать набор веса, а трудности жевания могут препятствовать этому. Обучение родителей правилам безопасного кормления, а также оценка поведения всех участников процесса кормления — эту роль на себя берут логопед и психолог.

Ребенок с когнитивными нарушениями будет нуждаться в занятиях с дефектологом и логопедом.
Следует помнить, что препаратов для развития речи и интеллекта не существует. Часть препаратов, которые выдают за стимуляторы речи, просто бесполезны, а часть вредны и опасны осложнениями.
Чтобы стало понятнее, кто из специалистов чем занимается, попробуем разделить задачи по функционалу специалистов. Часть задач будут решаться двумя, а то и тремя специалистами, так как не всегда можно разделить сразу, по какой причине возникает та или иная проблема, либо решение проблемы требует совместной работы.

Логопед

Логопед занимается следующими вопросами:
  • глотание и жевание;
  • развитие артикуляции — работы органов речи для произнесения того или иного звука;
  • речевое дыхание;
  • работа над звуками;
  • слуховое внимание и слуховая память;
  • развитие понимания речи;
  • развитие устной речи или введение АДК;
  • развитие связной речи;
  • формирование языковых компетенций;
  • обучение чтению и письму.

Работа логопеда с детьми с ДЦП и нарушениями речи длится довольно долго, поэтому такой специалист обычно умеет ждать маленьких, но значимых результатов, замечает минимальные позитивные изменения. Компетенции такого логопеда должны быть шире, чем у специалиста, который выбирает работать с детьми без неврологических нарушений. Важно развивать компетенции как в области глотания и жевания, так и в области АДК, уметь адаптировать наглядный и игровой материал под ребенка, у которого может быть нарушено движение рук, знать основы этики общения с людьми без речи, а также нуждающимися в посторонней помощи и уходе.

Дефектолог

Дефектолог в широком смысле — это человек, получивший дефектологическое образование. Логопеды, сурдопедагоги, тифлопедагоги, олигофренопедагоги — все они дефектологи. В прикладном смысле дефектолог — это учитель для ребенка с задержкой развития. Другие названия такой специальности: специальный (коррекционный) педагог, олигофренопедагог, дошкольный дефектолог. Дефектолог может работать с совсем маленькими детьми (с года или раньше), а может специализироваться на работе с дошкольниками или школьниками. Задача дефектолога — учить ребенка тому, что сейчас является для него самым актуальным, и придумывать способы для лучшего запоминания и понимания. В его задачи может также входить обучение математике и развитие внимания, памяти и мышления. Дефектолог умеет адаптировать материал, который нужно изучить, под возможности ребенка. Если дефектолог работает с малышами и имеет дополнительное образование по работе с ранним возрастом, то он может называться специалистом по раннему вмешательству. Тогда он, посоветовавшись с семьей, физическими терапевтами, логопедом будет обучать ребенка игровым навыкам, развивать его внимание, понимание речи, обучать пониманию категорий величины, числа, знакомить с окружающим миром, учить выполнять инструкции.

Нейропсихолог

Нейропсихолог — это человек с высшим образованием клинического психолога, который разбирается в том, как устроено функционирование психики человека. Нейропсихолог сопоставляет данные врачей о нарушениях в мозге с тем, как человек функционирует, наблюдая за ним и проводя специальные тесты. Он может составить когнитивный профиль, то есть описать важные функции психики и их состояние. Например, нейропсихолог оценивает работоспособность и утомляемость, темп и способ планирования деятельности, функцию внимания и памяти, пространственные представления, зрительно-моторную координацию, то, как человек обрабатывает сигналы, поступающие от зрения, слуха, как человек узнает объекты на картинках, как он может срисовать определенные фигуры. Также он оценивает речь и фонематическое восприятие. Нейропсихолог помогает семье и педагогам лучше понимать, над чем работать в плане развития психики, а также он может составить программу занятий. Если нейропсихологи много и часто работают с детьми с одной проблемой, то потом в научных статьях они описывают самые часто встречающиеся дефициты людей с определенным диагнозом. Это помогает родителям и педагогам находить успешные траектории развития для детей.

Всем детям с ДЦП в возрасте от 5 до 7 лет (до школьного обучения) рекомендуется пройти диагностику у нейропсихолога для составления когнитивного профиля.

Психолог

Консультирование у психолога необходимо семьям с ДЦП (матерям, отцам, иногда сиблингам). Также стоит подумать о занятиях с психологом, если у ребенка возникают эмоциональные трудности, проблемы самооценки, социализации, снижение интереса к занятиям и встречам с друзьями и вообще как-то изменяется поведение.

У детей и подростков с ДЦП иногда возникают сложности, которые требуют не только встречи с психологом, но и медикаментозной поддержки. Такими расстройствами являются тревога и депрессия. Вероятнее всего тревоге и депрессии могут быть подвержены дети и подростки с сохранным интеллектом и выраженными двигательными проблемами и молодые люди с минимальными двигательными нарушениями, которые стараются избегать поддержки со стороны близких и ведут независимую жизнь. Всем воспитателям (родителям, педагогам) стоит знать признаки тревоги и депрессии у детей и подростков. Это стойкие изменения настроения, которые могут проявляться в виде агрессии, раздражительности или сниженного эмоционального фона, большей утомляемости, отказа от любимых занятий, еды, нарушения сна. Хронический болевой синдром также способствует снижению настроения. Вопросы оценки эмоционального состояния у детей с ДЦП, не владеющих речью, требуют особенно пристального внимания.

Психиатр

Консультация психиатра необходима для определения наличия или отсутствия нарушения интеллекта и других расстройств развития (РАС, СДВГ), а также тревожных и депрессивных расстройств.

👉 Как подготовить ребенка с ДЦП ко взрослой жизни?
2023-12-26 09:00 ДЦП