Click "Block Editor" to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands.
Tilda Publishing
Про реабилитацию

Мультидисциплинарный подход при ДЦП

Церебральный паралич может означать, что ребенок имеет не только двигательные нарушения, но и другие проблемы – от когнитивных особенностей до нарушений зрения и слуха. Это не обязательно, но вполне вероятно. Для того, чтобы ребенок развивался с минимально возможным отставанием от сверстников, все эти проблемы важно вовремя распознать и начать с ними работать. Именно поэтому в контексте ДЦП так часто говорят о мультидисциплинарной команде специалистов.
Идеальным вариантом ведения ребенка с ДЦП будет командный, междисциплинарный подход на протяжении детства, при котором постоянной группой специалистов регулярно обсуждаются ближайшие цели коррекционной и реабилитационной работы, четко планируется реабилитационный маршрут, а специалисты не соперничают за преимущество своих задач над задачами своих коллег.

Для каждого ребенка с ДЦП команда, занимающаяся его развитием, будет специфичной, подобранной индивидуально под задачи его развития и возраст. Важны наличие ранней помощи (с рождения или на первом году жизни), регулярное консультирование родителей по развитию ребенка, работа на опережение, то есть подготовка к решению новых задач развития задолго до наступления времени решения этих задач.

👉 Раннее вмешательство: когда, как, зачем

Для ребенка с нарушением речи будет необходима работа с логопедом и, возможно, специалистом по альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК). Один специалист может совмещать в себе эти компетенции при должном обучении. Логопеда, работающего с ДЦП, помимо речевых задач и задач коммуникации также должно интересовать освоение ребенком глотания и жевания. Важно обследовать ротовую полость ребенка на предмет укорочения подъязычной складки и других изменений строения ротовой полости. Работа с глотанием и консультирование матерей иногда проводятся с первых дней жизни в случае, если трудности заметны с рождения. Работа с жеванием проводится с момента ввода прикорма. Важным моментом будет взаимодействие семьи, педиатра и логопеда в вопросах жевания, так как еда должна обеспечивать набор веса, а трудности жевания могут препятствовать этому. Обучение родителей правилам безопасного кормления, а также оценка поведения всех участников процесса кормления — эту роль на себя берут логопед и психолог.

Ребенок с когнитивными нарушениями будет нуждаться в занятиях с дефектологом и логопедом.
Следует помнить, что препаратов для развития речи и интеллекта не существует. Часть препаратов, которые выдают за стимуляторы речи, просто бесполезны, а часть вредны и опасны осложнениями.
Чтобы стало понятнее, кто из специалистов чем занимается, попробуем разделить задачи по функционалу специалистов. Часть задач будут решаться двумя, а то и тремя специалистами, так как не всегда можно разделить сразу, по какой причине возникает та или иная проблема, либо решение проблемы требует совместной работы.

Логопед

Логопед занимается следующими вопросами:
  • глотание и жевание;
  • развитие артикуляции — работы органов речи для произнесения того или иного звука;
  • речевое дыхание;
  • работа над звуками;
  • слуховое внимание и слуховая память;
  • развитие понимания речи;
  • развитие устной речи или введение АДК;
  • развитие связной речи;
  • формирование языковых компетенций;
  • обучение чтению и письму.

Работа логопеда с детьми с ДЦП и нарушениями речи длится довольно долго, поэтому такой специалист обычно умеет ждать маленьких, но значимых результатов, замечает минимальные позитивные изменения. Компетенции такого логопеда должны быть шире, чем у специалиста, который выбирает работать с детьми без неврологических нарушений. Важно развивать компетенции как в области глотания и жевания, так и в области АДК, уметь адаптировать наглядный и игровой материал под ребенка, у которого может быть нарушено движение рук, знать основы этики общения с людьми без речи, а также нуждающимися в посторонней помощи и уходе.

Дефектолог

Дефектолог в широком смысле — это человек, получивший дефектологическое образование. Логопеды, сурдопедагоги, тифлопедагоги, олигофренопедагоги — все они дефектологи. В прикладном смысле дефектолог — это учитель для ребенка с задержкой развития. Другие названия такой специальности: специальный (коррекционный) педагог, олигофренопедагог, дошкольный дефектолог. Дефектолог может работать с совсем маленькими детьми (с года или раньше), а может специализироваться на работе с дошкольниками или школьниками. Задача дефектолога — учить ребенка тому, что сейчас является для него самым актуальным, и придумывать способы для лучшего запоминания и понимания. В его задачи может также входить обучение математике и развитие внимания, памяти и мышления. Дефектолог умеет адаптировать материал, который нужно изучить, под возможности ребенка. Если дефектолог работает с малышами и имеет дополнительное образование по работе с ранним возрастом, то он может называться специалистом по раннему вмешательству. Тогда он, посоветовавшись с семьей, физическими терапевтами, логопедом будет обучать ребенка игровым навыкам, развивать его внимание, понимание речи, обучать пониманию категорий величины, числа, знакомить с окружающим миром, учить выполнять инструкции.

Нейропсихолог

Нейропсихолог — это человек с высшим образованием клинического психолога, который разбирается в том, как устроено функционирование психики человека. Нейропсихолог сопоставляет данные врачей о нарушениях в мозге с тем, как человек функционирует, наблюдая за ним и проводя специальные тесты. Он может составить когнитивный профиль, то есть описать важные функции психики и их состояние. Например, нейропсихолог оценивает работоспособность и утомляемость, темп и способ планирования деятельности, функцию внимания и памяти, пространственные представления, зрительно-моторную координацию, то, как человек обрабатывает сигналы, поступающие от зрения, слуха, как человек узнает объекты на картинках, как он может срисовать определенные фигуры. Также он оценивает речь и фонематическое восприятие. Нейропсихолог помогает семье и педагогам лучше понимать, над чем работать в плане развития психики, а также он может составить программу занятий. Если нейропсихологи много и часто работают с детьми с одной проблемой, то потом в научных статьях они описывают самые часто встречающиеся дефициты людей с определенным диагнозом. Это помогает родителям и педагогам находить успешные траектории развития для детей.

Всем детям с ДЦП в возрасте от 5 до 7 лет (до школьного обучения) рекомендуется пройти диагностику у нейропсихолога для составления когнитивного профиля.

Психолог

Консультирование у психолога необходимо семьям с ДЦП (матерям, отцам, иногда сиблингам). Также стоит подумать о занятиях с психологом, если у ребенка возникают эмоциональные трудности, проблемы самооценки, социализации, снижение интереса к занятиям и встречам с друзьями и вообще как-то изменяется поведение.

У детей и подростков с ДЦП иногда возникают сложности, которые требуют не только встречи с психологом, но и медикаментозной поддержки. Такими расстройствами являются тревога и депрессия. Вероятнее всего тревоге и депрессии могут быть подвержены дети и подростки с сохранным интеллектом и выраженными двигательными проблемами и молодые люди с минимальными двигательными нарушениями, которые стараются избегать поддержки со стороны близких и ведут независимую жизнь. Всем воспитателям (родителям, педагогам) стоит знать признаки тревоги и депрессии у детей и подростков. Это стойкие изменения настроения, которые могут проявляться в виде агрессии, раздражительности или сниженного эмоционального фона, большей утомляемости, отказа от любимых занятий, еды, нарушения сна. Хронический болевой синдром также способствует снижению настроения. Вопросы оценки эмоционального состояния у детей с ДЦП, не владеющих речью, требуют особенно пристального внимания.

Психиатр

Консультация психиатра необходима для определения наличия или отсутствия нарушения интеллекта и других расстройств развития (РАС, СДВГ), а также тревожных и депрессивных расстройств.

👉 Как подготовить ребенка с ДЦП ко взрослой жизни?
ДЦП