Чаще всего слово “occupational”, которое есть в названии этой специальности на английском языке, используется в значении «профессиональный». То есть, получается, что это терапевт, который помогает с реабилитацией, связанной с профессиональными навыками. В русском языке есть два варианта перевода термина “occupational therapist” — «трудотерапевт» и «эрготерапевт». Какое-то время назад появился третий вариант – «эргореабилитолог», в таком виде специальность фигурирует в российском профессиональном стандарте. В реальной жизни среди специалистов и пациентов, как правило, используется термин «эрготерапевт».
Итак, вернемся к исходному определению из английского языка: в контексте детской реабилитации не совсем понятно, о каком восстановлении профессиональных навыков может идти речь. Чем же в таком случае занимаются детские эрготерапевты.
Что такое эрготерапия?
Это одно из двух ключевых направлений в функциональной реабилитации, которое фокусируется на улучшении способности человека выполнять разные повседневные активности. Часто эрготерапевты работают с мелкой моторикой, потому что руки нужны нам для огромного количества ежедневных дел и занятий. Если говорить о детях, то вот список основных активностей ребенка, и именно с этим связана работа эрготерапевта:
👉 Как подготовить ребенка с ДЦП ко взрослой жизни?
Усилия детских эрготерапевтов направлены на поддержку детей с различными заболеваниями. Задача эрготерапевта, в первую очередь, определить, что соответствует возрасту ребенка, его развитию и индивидуальному состоянию, а также учесть другие факторы, которые будут влиять на функциональные возможности ребенка.
- Еда/кормление,
- Одевание,
- Умывание, туалет, личная гигиена и уход за собой,
- Игра,
- Обучение, посещение школы,
- Навык письма, работа над почерком,
- Сон и отдых,
- Взаимодействие с семьей и друзьями,
- Регулирование своих эмоций,
- Проприоцепция, то есть ощущение положения своего тела в пространстве и частей своего тела относительно друг друга.
👉 Как подготовить ребенка с ДЦП ко взрослой жизни?
Усилия детских эрготерапевтов направлены на поддержку детей с различными заболеваниями. Задача эрготерапевта, в первую очередь, определить, что соответствует возрасту ребенка, его развитию и индивидуальному состоянию, а также учесть другие факторы, которые будут влиять на функциональные возможности ребенка.
Какими инструментами и методами пользуется эрготерапевт?
В отличие от физической терапии (это еще одно ключевое направление в функциональной реабилитации), в эрготерапии мы не услышим названий методов, сложных приборов, концепций и т. д. Основной метод работы эрготерапевта — это вовлечение ребенка в живые, творческие занятия, чтобы стимулировать его интерес к обучению. Вот некоторые из «инструментов», которые используют для этого эрготерапветы:
Конечная цель терапии — дать ребенку возможность вырасти максимально самостоятельным и стать тем, кем он захочет.
- Предметы повседневного обихода: посуда, губки, прищепки, трубочки, пинцеты и т. д.);
- Природные материалы;
- Книги, раскраски, дидактические материалы;
- Игры и игрушки, которые помогают когнитивному и моторному развитию;
- Письменные принадлежности (могут быть приспособлены под особенности конкретного ребенка);
- Адаптивные ножницы;
- Специальные приспособления для туалета и ванны;
- Адаптированные принадлежности для кормления и самостоятельной еды;
- Компьютерное программное обеспечение, адаптированные компьютерные аксессуары.
Конечная цель терапии — дать ребенку возможность вырасти максимально самостоятельным и стать тем, кем он захочет.
Как помогает эрготерапия?
Наверное, это основной вопрос — а какие позитивные изменения происходят с ребенком. Как понять, что занятия с эрготерапевтом целесообразны? Вот как может помочь эрготерапия:
- Увеличивает шансы ребенка на независимость;
- Улучшает способность играть и учиться;
- Повышает самооценку и уверенность в себе;
- Помогает разработать оптимальный распорядок дня;
- Дает ощущение контроля над своей жизнью;
- Повышает общее качество жизни.
Каким навыкам обучают эрготерапевты?
Специалисты по эргореабилитации помогают детям достичь поставленных целей в темпе, соответствующем их индивидуальным способностям, используя все знания и умения, которые доступны ребенку на текущий момент. Речь идет о предоставлении им инструментов, необходимых для того, чтобы стать независимыми и жить максимально полной жизнью.
👉 Обычная игра в жизни особого ребенка
Эрготерапевты учат особых детей жизненным навыкам, которые они будут использовать для успешного ориентирования в окружающем мире каждый день в течение всей жизни.
- Двигательные навыки: использование мышц и развитие двигательной функции;
- Двусторонняя интеграция, то есть возможность использовать обе стороны тела одновременно и независимо;
- Социальные навыки: эффективное взаимодействие, общение и реагирование на других;
- Когнитивные навыки: основные навыки, необходимые для мышления, запоминания, рассуждения, концентрации внимания и обучения;
- Навыки сенсорной обработки: регулирование того, как нервная система обрабатывает ощущения и реагирует соответствующими двигательными и поведенческими реакциями;
- Навыки визуального восприятия: способность организовывать и интерпретировать увиденную информацию;
- Коммуникативные навыки: способность эффективно и результативно передавать информацию другому;
- Игра: универсальный язык детства, критический способ понимания детьми друг друга и окружающего мира;
- Навыки саморегуляции, преодоления трудностей и управления эмоциями, что имеет решающее значение для развития устойчивости, чувства собственного достоинства и поддержания психического здоровья и благополучия.
👉 Обычная игра в жизни особого ребенка
Эрготерапевты учат особых детей жизненным навыкам, которые они будут использовать для успешного ориентирования в окружающем мире каждый день в течение всей жизни.