Click "Block Editor" to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands.
Tilda Publishing
Про реабилитацию

Нужна ли разминка в физической терапии

В практике российских физических терапевтов можно зачастую встретить разминки и заминки как обязательную часть занятий с пациентами. Однако, насколько необходимы эти элементы – вопрос дискуссионный. Так, преподаватель и физический терапевт с 20-летним стажем Наталья Рунге уверена, что разминки в физической терапии – это пережиток прошлого.
Когда я обучаю физических терапевтов в России, я постоянно слышу: «Постойте, сначала нужно подышать, потом размяться» и так далее. На занятиях с пациентами многие терапевты считают важным выполнить сначала дыхательные упражнения, потом разминку (это может быть массаж или суставная гимнастика), и после тренировки заминку (кардио или растяжку).

У меня возникает единственный вопрос: зачем вашему пациенту дышать перед упражнениями? Допустим, вы занимаетесь физкультурой с обычными детьми в детском саду — конечно, с ними можно и подышать, и размяться и так далее. Другая ситуация – если у вашего пациента есть показания — астма или бронхит. Тогда все это оправданно и имеет смысл. Но если вам предстоит заниматься с ребенком с двигательными нарушениями – ответьте самому себе на вопрос, зачем все эти элементы?

Наша задача как физических терапевтов – осознанно проводить занятие. Для этого в первую очередь важна диагностика. Причем, диагностика имеет место не только на первом занятии – в течение всего курса мы оцениваем состояние пациента и его реакцию на терапию и, при необходимости, корректируем терапию. Нам нужно понять основную проблему пациента.

Допустим, мама говорит, что ребенок не может ходить — задача физического терапевта понять, почему он не может ходить. Итак, ребенок походил, сел, лег – и у вас появляется гипотеза. Эту гипотезу еще предстоит проверить. Тогда вы смотрите дополнительные вещи: как ребенок сидит, может ли он поворачиваться? Что с его постуральным контролем? Почему у него недостаточно стабильности туловища? Это может быть вызвано спастичностью в мышцах или, напротив, слабостью мышц. Вы выясняете, в чем проблема – допустим, какие-то мышцы требуется укрепить. И тогда, прежде чем вы что-то укрепляете, вам надо растянуть мышцу-антагониста. Другой наглядный пример: человек не может выпрямить руку, ваша цель – мобилизация локтевого сустава, то есть выпрямление руки. Проблема, скорее всего, в слабом трицепсе. Значит, ваша цель – укрепить трицепс. Поэтому сначала вам необходимо растянуть бицепс. Потому что, если этого не сделать, укороченный бицепс не даст трицепсу включиться. Как бы вы его ни укрепляли, ничего не получится – поэтому нужно подготовить этот сустав или мышцу. В описанных мной примерах растяжка в начале тренировки оправданна, у нее есть конкретная терапевтическая цель.

То же с дыхательными практиками. Бывают ситуации, когда они применяются в физической терапии – но с определенной целью. Например, если у ребенка с церебральным параличом наблюдается спастичность, то для стабилизации туловища или для мобилизации может понадобиться растянуть одну сторону с применением дыхательной техники. Есть отличное упражнение из дыхательной гимнастики – «Полумесяц»: с его помощью можно улучшить вентиляцию легких. При вдохе и при выдохе происходит растяжение укороченной из-за спастики стороны. При сколиозе также часто применяют именно дыхательные техники. Цель в таких ситуациях — повышение чувствительности тела. Чтобы ребенку понять, как ему выпрямиться, ему нужно очень хорошо чувствовать свое тело, и они дышат в эту сторону.

Мне вспоминается еще один расхожий тезис: «Лучшая терапия после инсульта — массаж воротниковой зоны для улучшения кровообращения мозга». Но последствия инсульта могут быть очень разные! Соответственно, физическая терапия после инсульта абсолютно индивидуальна. Не может быть универсального рецепта, который всем поможет. Физическая терапия строилась на универсальных алгоритмах полвека назад. К сожалению, так до сих пор учат специалистов ЛФК в России. Это просто советская школа. Но наука не стоит на месте. Физическая терапия давно стала крайне индивидуализированной, комплексы упражнений подбираются в соответствии с состоянием и задачами конкретного пациента. Не надо никаких дыхательных упражнений и разминок просто так. Дыхательная гимнастика — это довольно серьезная терапия. Любое вмешательство, любое движение, которое вы выполняете со своим пациентом, должно быть осмысленно и иметь четкую цель.

Каждая тренировка с физическим терапевтом – это ограниченное по времени занятие. Оно должно быть максимально содержательно и эффективно. Если в каждом занятии вы будете выполнять с пациентом довольно бессмысленные разминку, заминку и дыхательные упражнения, то времени на саму терапию останется совсем немного – как и ресурсов пациента. Особенно, если мы говорим о ребенке – разминки и т.д. требует от пациента сил и концентрации внимания, а эффекта практически нет. Соответственно, эффективность всей терапии может снизиться на треть.

Физическая терапия