Click "Block Editor" to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands.
Tilda Publishing
Про реабилитацию

Чего не хватает в образовании физических терапевтов в России

Профессиональная компетенция — это не конкретный навык или знание какой-то темы. Это качество работы специалиста, которое определяется, с одной стороны, профессиональным образованием, с другой — формируется в процессе работы. Это своеобразный маркер и ориентир для развития в рамках своей специальности. Если говорить о физических терапевтах, то Всемирная ассоциация ФТ выделяет восемь компетенций этих специалистов. В России же, согласно данным исследования фонда «Весна», в образовательных программах специалистов ЛФК и АФК заложено формирование только четырех*.
Сразу оговоримся, что в России термин «физический терапевт» — это широкое понятие. У нас в стране есть разные специалисты, которые в той или иной степени занимаются «поддержанием и восстановлением максимальной подвижности и функциональных способностей на протяжении всей жизни» (прим. — это определение физической терапии дает Всемирная ассоциация физической терапии). Так или иначе в названии их специальностей есть такие термины как лечебная или адаптивная физкультура, физическая или медицинская реабилитация. Поэтому, когда мы говорим о физических терапевтах в России, то не имеем в виду конкретную специальность.

В 2023 году фонд «Весна» провел большое международное исследование, целью которого было сравнить систему подготовки физических терапевтов за рубежом и в России, чтобы увидеть, какими компетенциями должны обладать специалисты согласно международным стандартам и понять, насколько эти компетенции формируются в рамках профессионального развития физических терапевтов в нашей стране.

Для этого группа экспертов фонда:
  • изучила образовательные программы в США, Канаде, Австралии, Колумбии, Германии, а также рекомендации Всемирной ассоциации физических терапевтов по образованию ФТ для своих членов;
  • провела серию глубинных интервью с руководителями профессиональных ассоциаций, преподавателями и действующими физическими терапевтами из нескольких стран о том, как устроена система подготовки ФТ в их регионах;
  • проанализировала российские образовательные программы ЛФК и АФК;
  • провела количественный опрос специалистов в России о том, какие темы и какой степени они изучали в процессе основного профессионального образования.

Подробный отчет можно скачать у нас на сайте, здесь коротко перечислим компетенции ФТ, которые звучат в рекомендациях Всемирной ассоциации, а также какие из них формирует система подготовки специалистов в России.

Также можно посмотреть презентацию о результатах исследования, которая состоялась в рамках выставки «Интеграция 2024».
Итак, вот восемь компетенций, которые определяют качество работы физических терапевтов, согласно международным стандартам.
Физиотерапевтическая диагностика и вмешательство
  • Оценка и физиотерапевтическое обследование.
  • Анализ результатов оценки и определение приоритетов, исходя из ситуации пациента и его потенциала.
  • Постановка диагноза физического терапевта, чтобы определить прогноз и стратегии вмешательства.
  • Постановка ориентированной на клиента цели и составление индивидуального плана научно обоснованного вмешательства.
  • Безопасное и эффективное осуществление физиотерапевтических вмешательств, используя технологии для восстановления систем организма, необходимых для движения, такие как: пассивные и активные двигательные упражнения; функциональный тренинг; мануальная терапия; подбор, настройка и изготовление вспомогательного ассистивного оборудования, включая оформление документации для их получения; методы очистки дыхательных путей; методы восстановления и защиты кожных покровов; электротерапевтические методы; обучение пациентов и ухаживающих; укрепление здоровья и профилактика нарушений, ограничений активности и участия; изменение окружающей среды.
  • Контроль, измерение, регистрация и оценка результатов вмешательства.
  • Уметь распознавать ситуации, которые находятся за рамками знаний и опыта физического терапевта и требуют направления к другим специалистам.

Этическая и профессиональная практика
  • Работа в рамках существующего законодательства, а также в соответствии с профессиональными стандартами и политиками.
  • Использование культурного контекста, пациенте-ориентированного подхода, с уважением достоинства, автономии и невмешательство в частную жизнь.
  • Практика исключительно в пределах своей компетенции и признание ограниченности своих знаний.
  • Получение информированного согласия до вмешательства и уважение права клиента отказаться от вмешательства.
  • Получение справедливого вознаграждения за свою работу.
  • Учет рисков и умение управлять ими эффективно и безопасно.
  • Участие в просветительской деятельности о роли и важности физической терапии для общества в целом.

Эффективное общение
  • Умение общаться ясно, точно, понятно, эффективно, с учетом особенностей пациента, чтобы создать доверие и соответствующую среду для физиотерапевтического вмешательства.
  • Умение вести точные, четкие и своевременные записи об оценках, принятии решений, вмешательствах и результатах.
  • Ведение коммуникации и документации в соответствии с юридическими, национальными и местными требованиями.
  • Предоставление точной информации пациентам и другим специалистам.
  • Владение навыками рефлексивного слушания и общения.

Доказательная практика
  • Критическое понимание исследовательской литературы.
  • Использование в работе наилучших из имеющиеся фактических данных, а также новых знаний.
  • Умение определить четкие, целенаправленные вопросы, возникающие в практике, которые могут послужить стимулом для будущих исследований.
  • Распространение информации о новых данных исследований, которые могу улучшить практику.

Междисциплинарная работа
  • Участие в совместной практике в рамках многопрофильных и межпрофессиональных команд для улучшения измеримых клинических результатов на протяжении всего пути оказания медицинской и социальной помощи пациенту.
  • Обмен навыками со специалистами смежных профессий.

Рефлексия и непрерывное обучение
  • Определение индивидуальных потребностей в обучении путем оценки собственной практики по сравнению с коллегами и стандартами, а также постановка реалистичных целей обучения.
  • Разработка и реализация плана личного развития и участие в постоянном профессиональном развитии.
  • Профессиональная рефлексия и обращение за поддержкой для развития своей профессиональной эффективности,

Улучшение качества физиотерапевтической помощи
  • Участие в сборе, интерпретации и анализе данных для измерения количества и качества результатов своей работы.
  • Предложения по улучшению качества сервиса, в том числе, умение получать обратную связь от пациентов.
  • Эффективное использование ресурсов и технологий, чтобы обеспечить их максимальное влияние на качество сервиса.

Лидерство и управление
  • Умение руководить и подчиняться руководству других, если это необходимо.
  • Оперативное реагирование на изменения в системе управления здравоохранением.
  • Взаимодействие с административными и управленческими структурами для информирования, разработки и/или реализации соответствующих политик и стратегий.
  • Развитие собственной устойчивости и управление физическим, эмоциональным и психическим здоровьем.

Что же выяснила команда фонда после исследования ситуации с образованием специалистов в России? Вот компетенции, которые не формируются основными образовательными программами специалистов ЛФК и АФК.
  • Этическая и профессиональная практика
  • Рефлексия и непрерывное обучение
  • Улучшение качества физиотерапевтической помощи
  • Лидерство и управление

Если посмотреть выше, что входит в каждую из перечисленных компетенций, то пробелы в образовательных программах становятся понятны. И это — путь к тому, чтобы повысить качество подготовки этих специалистов в нашей стране.
Физическая терапия