Профессиональная компетенция — это не конкретный навык или знание какой-то темы. Это качество работы специалиста, которое определяется, с одной стороны, профессиональным образованием, с другой — формируется в процессе работы. Это своеобразный маркер и ориентир для развития в рамках своей специальности. Если говорить о физических терапевтах, то Всемирная ассоциация ФТ выделяет восемь компетенций этих специалистов. В России же, согласно данным исследования фонда «Весна», в образовательных программах специалистов ЛФК и АФК заложено формирование только четырех*.
Сразу оговоримся, что в России термин «физический терапевт» — это широкое понятие. У нас в стране есть разные специалисты, которые в той или иной степени занимаются «поддержанием и восстановлением максимальной подвижности и функциональных способностей на протяжении всей жизни» (прим. — это определение физической терапии дает Всемирная ассоциация физической терапии). Так или иначе в названии их специальностей есть такие термины как лечебная или адаптивная физкультура, физическая или медицинская реабилитация. Поэтому, когда мы говорим о физических терапевтах в России, то не имеем в виду конкретную специальность.
В 2023 году фонд «Весна» провел большое международное исследование, целью которого было сравнить систему подготовки физических терапевтов за рубежом и в России, чтобы увидеть, какими компетенциями должны обладать специалисты согласно международным стандартам и понять, насколько эти компетенции формируются в рамках профессионального развития физических терапевтов в нашей стране.
Для этого группа экспертов фонда:
Подробный отчет можно скачать у нас на сайте, здесь коротко перечислим компетенции ФТ, которые звучат в рекомендациях Всемирной ассоциации, а также какие из них формирует система подготовки специалистов в России.
Также можно посмотреть презентацию о результатах исследования, которая состоялась в рамках выставки «Интеграция 2024».
В 2023 году фонд «Весна» провел большое международное исследование, целью которого было сравнить систему подготовки физических терапевтов за рубежом и в России, чтобы увидеть, какими компетенциями должны обладать специалисты согласно международным стандартам и понять, насколько эти компетенции формируются в рамках профессионального развития физических терапевтов в нашей стране.
Для этого группа экспертов фонда:
- изучила образовательные программы в США, Канаде, Австралии, Колумбии, Германии, а также рекомендации Всемирной ассоциации физических терапевтов по образованию ФТ для своих членов;
- провела серию глубинных интервью с руководителями профессиональных ассоциаций, преподавателями и действующими физическими терапевтами из нескольких стран о том, как устроена система подготовки ФТ в их регионах;
- проанализировала российские образовательные программы ЛФК и АФК;
- провела количественный опрос специалистов в России о том, какие темы и какой степени они изучали в процессе основного профессионального образования.
Подробный отчет можно скачать у нас на сайте, здесь коротко перечислим компетенции ФТ, которые звучат в рекомендациях Всемирной ассоциации, а также какие из них формирует система подготовки специалистов в России.
Также можно посмотреть презентацию о результатах исследования, которая состоялась в рамках выставки «Интеграция 2024».
Итак, вот восемь компетенций, которые определяют качество работы физических терапевтов, согласно международным стандартам.
Физиотерапевтическая диагностика и вмешательство
Этическая и профессиональная практика
Эффективное общение
Доказательная практика
Междисциплинарная работа
Рефлексия и непрерывное обучение
Улучшение качества физиотерапевтической помощи
Лидерство и управление
Что же выяснила команда фонда после исследования ситуации с образованием специалистов в России? Вот компетенции, которые не формируются основными образовательными программами специалистов ЛФК и АФК.
Если посмотреть выше, что входит в каждую из перечисленных компетенций, то пробелы в образовательных программах становятся понятны. И это — путь к тому, чтобы повысить качество подготовки этих специалистов в нашей стране.
- Оценка и физиотерапевтическое обследование.
- Анализ результатов оценки и определение приоритетов, исходя из ситуации пациента и его потенциала.
- Постановка диагноза физического терапевта, чтобы определить прогноз и стратегии вмешательства.
- Постановка ориентированной на клиента цели и составление индивидуального плана научно обоснованного вмешательства.
- Безопасное и эффективное осуществление физиотерапевтических вмешательств, используя технологии для восстановления систем организма, необходимых для движения, такие как: пассивные и активные двигательные упражнения; функциональный тренинг; мануальная терапия; подбор, настройка и изготовление вспомогательного ассистивного оборудования, включая оформление документации для их получения; методы очистки дыхательных путей; методы восстановления и защиты кожных покровов; электротерапевтические методы; обучение пациентов и ухаживающих; укрепление здоровья и профилактика нарушений, ограничений активности и участия; изменение окружающей среды.
- Контроль, измерение, регистрация и оценка результатов вмешательства.
- Уметь распознавать ситуации, которые находятся за рамками знаний и опыта физического терапевта и требуют направления к другим специалистам.
Этическая и профессиональная практика
- Работа в рамках существующего законодательства, а также в соответствии с профессиональными стандартами и политиками.
- Использование культурного контекста, пациенте-ориентированного подхода, с уважением достоинства, автономии и невмешательство в частную жизнь.
- Практика исключительно в пределах своей компетенции и признание ограниченности своих знаний.
- Получение информированного согласия до вмешательства и уважение права клиента отказаться от вмешательства.
- Получение справедливого вознаграждения за свою работу.
- Учет рисков и умение управлять ими эффективно и безопасно.
- Участие в просветительской деятельности о роли и важности физической терапии для общества в целом.
Эффективное общение
- Умение общаться ясно, точно, понятно, эффективно, с учетом особенностей пациента, чтобы создать доверие и соответствующую среду для физиотерапевтического вмешательства.
- Умение вести точные, четкие и своевременные записи об оценках, принятии решений, вмешательствах и результатах.
- Ведение коммуникации и документации в соответствии с юридическими, национальными и местными требованиями.
- Предоставление точной информации пациентам и другим специалистам.
- Владение навыками рефлексивного слушания и общения.
Доказательная практика
- Критическое понимание исследовательской литературы.
- Использование в работе наилучших из имеющиеся фактических данных, а также новых знаний.
- Умение определить четкие, целенаправленные вопросы, возникающие в практике, которые могут послужить стимулом для будущих исследований.
- Распространение информации о новых данных исследований, которые могу улучшить практику.
Междисциплинарная работа
- Участие в совместной практике в рамках многопрофильных и межпрофессиональных команд для улучшения измеримых клинических результатов на протяжении всего пути оказания медицинской и социальной помощи пациенту.
- Обмен навыками со специалистами смежных профессий.
Рефлексия и непрерывное обучение
- Определение индивидуальных потребностей в обучении путем оценки собственной практики по сравнению с коллегами и стандартами, а также постановка реалистичных целей обучения.
- Разработка и реализация плана личного развития и участие в постоянном профессиональном развитии.
- Профессиональная рефлексия и обращение за поддержкой для развития своей профессиональной эффективности,
Улучшение качества физиотерапевтической помощи
- Участие в сборе, интерпретации и анализе данных для измерения количества и качества результатов своей работы.
- Предложения по улучшению качества сервиса, в том числе, умение получать обратную связь от пациентов.
- Эффективное использование ресурсов и технологий, чтобы обеспечить их максимальное влияние на качество сервиса.
Лидерство и управление
- Умение руководить и подчиняться руководству других, если это необходимо.
- Оперативное реагирование на изменения в системе управления здравоохранением.
- Взаимодействие с административными и управленческими структурами для информирования, разработки и/или реализации соответствующих политик и стратегий.
- Развитие собственной устойчивости и управление физическим, эмоциональным и психическим здоровьем.
Что же выяснила команда фонда после исследования ситуации с образованием специалистов в России? Вот компетенции, которые не формируются основными образовательными программами специалистов ЛФК и АФК.
- Этическая и профессиональная практика
- Рефлексия и непрерывное обучение
- Улучшение качества физиотерапевтической помощи
- Лидерство и управление
Если посмотреть выше, что входит в каждую из перечисленных компетенций, то пробелы в образовательных программах становятся понятны. И это — путь к тому, чтобы повысить качество подготовки этих специалистов в нашей стране.