Дети в инвалидных колясках остаются детьми. Но, к сожалению, они могут быть исключены из активностей и игр, в которых участвуют остальные дети. Чтобы помочь ребенку в инвалидной коляске жить максимально полноценной социальной жизнью, необходимо внести изменения в домашнюю обстановку ребенка и спланировать занятия таким образом, чтобы они были инклюзивными.
Вход и выход из дома
Установите пандус или добейтесь, чтобы это сделала управляющая компания. Дверь в дом или подъезд должна быть доступна ребенку на инвалидной коляске. Если у вас собственный дом и вы планируете установку пандуса самостоятельно, нужно помнить следующее:
- В случае необходимости сделать поворот, его площадь должна быть не менее полутора метров, чтобы коляска могла свободно развернуться.
- Длина пандуса должна быть такой, чтобы уклон был пологим.
- Необходимо установить поручни с двух сторон пандуса и сделать хорошее освещение.
Ванная и туалет
Обеспечьте пространство и безопасность в ванной комнате.
- Душ и туалет должны быть организованы так, чтобы ребенок мог пользоваться ими самостоятельно, без посторонних.
- Нужно полностью убрать порожки.
- В душе должно быть удобное и крепкое сиденье, на которое можно пересесть, чтобы помыться.
- Как душ, так и туалет должны быть оборудованы поручнями.
- Краны нужно сделать на удобной высоте, чтобы человек смог без труда дотянуться из положения сидя для регулирования температуры воды или переключения крана на душ.
Кухня
Несмотря на то, что маленький ребенок не будет самостоятельно готовить себе еду, все равно обрадуйте кухню так, чтобы он мог принимать участие в приготовлении пищи – помогать резать хлеб, готовить закуски и так далее.
В кухне должно быть достаточно места, чтобы развернуться на коляске, даже когда техника открыта. Возможно, вам придется опустить ручки шкафа или ящиков, чтобы ребенку было легче до них дотянуться.
В кухне должно быть достаточно места, чтобы развернуться на коляске, даже когда техника открыта. Возможно, вам придется опустить ручки шкафа или ящиков, чтобы ребенку было легче до них дотянуться.
Безбарьерная поверхность пола
Уберите или приклейте коврики и провода. Ребенок в инвалидной коляске должен иметь возможность самостоятельно передвигаться по дому. Убедитесь, что дорожки свободны, и нет ничего, обо что ребенок может споткнуться или что может помешать инвалидной коляске.
При расстановке мебели должно быть достаточно места, чтобы ребенок в инвалидной коляске мог свободно передвигаться из одной комнаты в другую без посторонней помощи. Ширина дверных проемов должна быть не менее 80 сантиметров. Убедитесь, что все внутренние двери доступны, чтобы ребенок мог открывать и закрывать их самостоятельно. При этом ручки дверей должны быть на доступной высоте.
При расстановке мебели должно быть достаточно места, чтобы ребенок в инвалидной коляске мог свободно передвигаться из одной комнаты в другую без посторонней помощи. Ширина дверных проемов должна быть не менее 80 сантиметров. Убедитесь, что все внутренние двери доступны, чтобы ребенок мог открывать и закрывать их самостоятельно. При этом ручки дверей должны быть на доступной высоте.
Стабилизация мебели
Мебель и оборудование должны быть надежно зафиксированы и, возможно, прикручены к стенам. Выбирайте тяжелую мебель, которая относительно устойчива и не опрокинется, если ребенок наткнется на нее или потянет за нее. Если у вас есть более легкие предметы, которые потенциально могут представлять опасность, прикрепите их к стене или полу. Избегайте столов и мебели с острыми углами. Прикрепите телевизоры, компьютеры и электронику к столу или полке, на которой они стоят, чтобы ребенок случайно не опрокинул их и мог пользоваться ими самостоятельно.
Следующая важная задача — адаптация деятельности.
Следующая важная задача — адаптация деятельности.
Будьте адвокатом инклюзии во всех ситуациях
Дети в инвалидных колясках часто могут оставаться в стороне во время общения и игр на детской площадке. Максимально доброжелательно, но твердо объясните другим родителям, что коляска не является причиной исключения ребенка из игры. Например, можно сказать так: «Миша хотел бы играть в песке с другими детьми, а не иметь отдельный столик. Как вы думаете, мы можем посадить их рядом, чтобы он мог говорить и играть с другими детьми?»
Будьте готовы исправить людей, которые обращаются к ребенку, исходя из стереотипов или непонимания, которое у них сложилось о детях-инвалидах. Настаивайте, чтобы ребенок участвовал в тех же видах деятельности, что и здоровые дети, когда это возможно. Важно, чтобы ваш ребенок чувствовал, что он может сделать все, что может сделать здоровый ребенок. Такое отношение будет иметь для него неоценимое значение в жизни.
Будьте готовы исправить людей, которые обращаются к ребенку, исходя из стереотипов или непонимания, которое у них сложилось о детях-инвалидах. Настаивайте, чтобы ребенок участвовал в тех же видах деятельности, что и здоровые дети, когда это возможно. Важно, чтобы ваш ребенок чувствовал, что он может сделать все, что может сделать здоровый ребенок. Такое отношение будет иметь для него неоценимое значение в жизни.
Позвольте ребенку выбирать
По возможности предоставляйте ребенку выбор, когда дело доходит до участия в деятельности или реализации интересов, а не просто отводите его куда-то или давайте ему какое-то занятие. Вы можете помочь ребенку в инвалидной коляске развиваться, предоставив ему некоторую степень контроля над своей жизнью. Например, вы можете дать ребенку на выбор три разные игрушки, с которыми он будет играть.
Поощряйте ребенка делать что-то самостоятельно
Часто, когда люди видят ребенка в инвалидной коляске, они хотят помочь, сделав что-то для него – хотя чаще всего ребенок вполне способен сделать это сам, в своем собственном темпе. Научите ребенка просить о помощи, когда он в ней нуждается, и скажите другим, чтобы они не помогали, если только ребенок сам не попросит об этом. Вашему ребенку будет очень полезно знать, как попросить о помощи, когда он в ней нуждается, и как сообщить другим, когда ему не нужна помощь. Поощряйте ребенка делать все, что в его силах, осознавая, что иногда уместно частичное участие. Например, ребенок может быть не в состоянии полностью одеться, но может держать руки над головой, а затем стягивать вниз рубашку или свитер.
Помогите сделать школы и классы более доступными
Ребенок в инвалидной коляске будет чувствовать себя намного комфортнее в таком образовательном пространстве, где он может передвигаться с той же легкостью, что и обычные дети. Поскольку вы понимаете потребности ребенка, у вас есть хорошие возможности для работы с учителем ребенка или со школьной администрацией, чтобы ребенок мог извлечь максимальную пользу из каждого учебного процесса.
Наконец, третье важное направление, которое поможет ребенку в коляске жить максимально полноценно, — это изучение новых мест.
Наконец, третье важное направление, которое поможет ребенку в коляске жить максимально полноценно, — это изучение новых мест.
Организуйте путешествие
Найдите доступные места для отдыха. В России с этим все еще очень проблематично, но в последние годы постепенно доступность среды меняется в лучшую сторону и появляется все больше мест, куда можно поехать на инвалидной коляске. Обязательно спросите ребенка, хочет ли он поехать в этом место.
Планируйте поездку заранее
Убедитесь, что место, где вы планируете остановиться, подходит для ребенка в инвалидной коляске, прочитайте отзывы. Позвольте ребенку принять участие в планировании, чтобы он был готов к поездке и знал, чего ожидать.
Убедитесь в доступности медицинской помощи
Выясните заранее, куда можно обратиться за медицинской помощью. Если вы путешествуете с ребенком, который нуждается в постоянном медицинском обслуживании, постарайтесь заранее понять, к кому из специалистов вы сможете обратиться в месте вашего отпуска в случае необходимости.