Сегодня дети и подростки все чаще встречают в школах, кружках, лагерях или на детских площадках сверстников, которые не говорят вслух. Кто-то из них использует жесты или карточки, кто-то общается через планшет или специальное приложение. Это дети с разными двигательными и речевыми нарушениями — например, ДЦП.
Процесс коммуникации у таких детей может отличаться от привычного — это может вызывать растерянность у окружающих. И даже если вы искренне желаете, чтобы ребенок стал частью вашей компании, не всегда очевидно, как это сделать.
Психолог и специалист по альтернативной коммуникации Антон Анпилов более 15 лет работает с особенными детьми и делится своими рекомендациями, как вести себя, если рядом появился человек, у которого нет «привычной» речи.
10 советов, как общаться с человеком, который не говорит или говорит иначе:
Психолог и специалист по альтернативной коммуникации Антон Анпилов более 15 лет работает с особенными детьми и делится своими рекомендациями, как вести себя, если рядом появился человек, у которого нет «привычной» речи.
10 советов, как общаться с человеком, который не говорит или говорит иначе:
1. Речь — это не единственный способ общения.
Люди могут выражать мысли жестами, мимикой, писать на планшете, общаться с помощью карточек. Постарайтесь понять, какой способ использует собеседник. Не стесняйтесь спросить: «Как тебе удобнее общаться?», или узнать у сопровождающего, какие средства коммуникации использует подросток.
2. Не торопите.
Даже если вам что-то показали или сказали — подождите, возможно, мысль не закончена. У собеседника может уйти больше времени на ответ — дождитесь его.
3. Не притворяйтесь, что поняли, если это не так.
Лучше честно сказать: «Я не понял, можешь ещё раз?» — это покажет уважение и готовность слушать.
4. Говорите на равных.
Не нужно сюсюкать или обращаться, как к малышу. Говорите просто, медленно — но уважительно.
5. Вовлекайте в общее дело.
Зовите играть, обсуждать, выбирать. Даже если человек не говорит — он может участвовать.
6. Не решайте за него.
Не делайте что-то без его согласия — особенно не трогайте его планшет или коляску. Спросите разрешения и обязательно дождитесь согласия.
7. Обращайтесь напрямую.
Даже если рядом находится взрослый, сначала обращайтесь к самому человеку.
8. Будьте честным и открытым.
Можно сказать прямо: «Я раньше не общался с человеком, который не говорит. Если я что-то сделаю не так — подскажи, ладно?»
9. Поддержка — это не жалость.
У человека может быть трудный путь, но он не слабый. Не стоит жалеть, это может выглядеть высокомерно.
10. Главное — быть рядом.
Иногда не нужно слов, чтобы подружиться. Достаточно быть внимательным, улыбнуться, рассказать о себе.
Общение — это навык. И если мы учимся правилам вежливости и диалога, важно учиться и тому, как общаться с теми, кто внешне отличается от нас и использует другие формы коммуникации. Это несложно, но требует внимания, терпения и уважения.
Общение — это навык. И если мы учимся правилам вежливости и диалога, важно учиться и тому, как общаться с теми, кто внешне отличается от нас и использует другие формы коммуникации. Это несложно, но требует внимания, терпения и уважения.