Независимо от степени двигательных и иных нарушений, эрготерапия может помочь ребенку с ДЦП справляться с повседневными делами и функциями, такими как прием пищи, одевание, использование туалета. Это достигается через развитие физических и когнитивных способностей, развития мелкой моторики, а также за счет адаптации среды под нужды ребенка.
Как работает эрготерапия?
Эрготерапевты помогают людям развивать или восстанавливать навыки, необходимые для независимой и приносящей удовлетворение жизни.
Для ребенка такими значимыми навыками в первую очередь являются игра и обучение. Педиатрическая эрготерапия фокусируется на улучшении способности ребенка играть и учиться, что важно для развития и обретения независимости.
В конечном итоге эрготерапия помогает ребенку:
Не менее важна эрготерапия и для родителей ребенка с ДЦП. Им она помогает:
Для ребенка такими значимыми навыками в первую очередь являются игра и обучение. Педиатрическая эрготерапия фокусируется на улучшении способности ребенка играть и учиться, что важно для развития и обретения независимости.
В конечном итоге эрготерапия помогает ребенку:
- Стать более самостоятельным и независимым;
- Научиться играть – ведь через игру дети учатся и всесторонне развиваются;
- Повысить самооценку и уверенность в себе;
- Выработать режим дня;
- Обрести чувство удовлетворения от того, что он может выполнить какое-либо действие сам;
- Улучшить качество жизни.
Не менее важна эрготерапия и для родителей ребенка с ДЦП. Им она помогает:
- Снизить запрос ребенка на их помощь;
- Снизить стресс и тревогу;
- Улучшить качество жизни;
- Радоваться, видя, что ребенок делает какие-то вещи сам.
Итак, давайте разберемся, какие именно навыки может помочь развить эрготерапевт, а также какие упражнение ему в этом помогут.
Развитие мелкой моторики улучшит ловкость рук
Работая над силой мышц кисти, манипуляциями в руке, выгибанием ладони и пинцетным захватом, ребенок впоследствии сможет выполнять множество бытовых задач.
Развитие координации
В процессе игры эрготерапевт учит ребенка управлять обеими сторонами тела одновременно – например, играть на барабане, толкать скалку и разбирать конструкторы, такие как Лего. Другое направление в развитии координации – это упражнения на пересечение средней линии – например, построение восьмерок из лент и бросание мячей в цель справа или слева от центра. Такие упражнения учат ребенка тянуться руками и ногами через середину тела в противоположную сторону.
Развитие силы и устойчивости верхней части тела
Ползание, лежание на животе во время чтения, игра в мяч стоя на коленях и переливание воды из кувшина в чашку – все это занятия, которые направлены на укрепление и стабилизацию туловища (кора), мышц плеч и запястий.
Улучшение зрительно-моторных навыков
В этом эрготерапевту помогут такие занятия как рисование, нанизывание бус или макарон, ловля и бросание мяча.
Развитие зрительного восприятия
Разгадывание ребусов, игры с различными формами и игры на соответствие улучшают способность ребенка понимать, оценивать и интерпретировать то, что он видит.
Повышение уровня самостоятельности
Упражнения могут быть очень простыми, но все они направлены на то, чтобы ребенок справлялся с такими задачами, как чистка зубов, одевание, прием пищи.
Развитие более слабых частей тела
Это может происходить через двигательное ограничение более сохранной части тела – так называемая «двигательная терапия, индуцированная ограничениями», или CIMT. Например, если у ребенка, которому трудно двигать левой рукой, более сильная правая рука будет полностью ограничена в течение определенного периода времени, то ребенок сможет развить координацию и силу в более слабой руке.
Развитие способности обрабатывать информацию, поступающую через сенсорные рецепторы
Терапия сенсорной интеграции помогает ребенку научиться регистрировать, интерпретировать и взаимодействовать с информацией, которая поступает в мозг через сенсорные рецепторы. В первую очередь, речь идет про тактильные ощущения, так что эрготерапевт может включить в программу игру с мячами, пластилином, песком и водой, рисование пальцами, ходьбу по поверхностям с различной текстурой и т.д.
Чего ожидать от эрготерапии
Церебральный паралич имеет большой спектр симптомов, которые будут мешать ребенку справляться с повседневными нуждами. Как и в логопедии и в физической терапии, эрготерапевт подбирает индивидуальную программу занятий для конкретного ребенка в зависимости от его состояния и потребностей.
Во время первого сеанса терапии эрготерапевт проведет полную оценку состояния ребенка:
Большинству детей с церебральным параличом необходимо проходить повторное обследование каждые шесть-девять месяцев. После этих оценок эрготерапевт соответствующим образом изменит план занятий, основываясь на прогрессе и изменениях.
Во время первого сеанса терапии эрготерапевт проведет полную оценку состояния ребенка:
- Проверка мелкой моторики,
- Оценка перцептивного и орально-моторного развития ребенка,
- Наблюдение за тем, как ребенок реагирует на прикосновения и движения,
- Также эрготерапевт опросит родителей, чтобы узнать о сильных и слабых сторонах ребенка при выполнении повседневных действий, а также определить конкретные цели, к которым ребенок должен стремиться.
Большинству детей с церебральным параличом необходимо проходить повторное обследование каждые шесть-девять месяцев. После этих оценок эрготерапевт соответствующим образом изменит план занятий, основываясь на прогрессе и изменениях.