Постуральный уход — это постоянный процесс, направленный на то, чтобы поддерживать симметричное положение тела ребенка или взрослого с двигательными нарушениями во всех позах — лежа, сидя и стоя. Это дает возможность человеку участвовать в ежедневных активностях и снижает риски вторичных осложнений из-за деформаций, которые вызывает неправильная поза.
В этом материале мы рассмотрим несколько типов вспомогательного оборудования, которое используется у детей с нарушениями моторики для коррекции положения тела — от простых кресел с подлокотниками до колясок с полной поддержкой. Рассмотрим также такое оборудование как вертикализаторы и ходунки.
Все это можно и нужно использовать регулярно, причем не только дома, но и в детском саду или школе. Конечно, пока сложно обеспечить каждому особенному ребенку весь арсенал необходимого оборудования, к тому же оно может занимать много места, но давайте хотя бы рассмотрим то, что желательно иметь дома и за его пределами для формирования инклюзивной среды.
Все это можно и нужно использовать регулярно, причем не только дома, но и в детском саду или школе. Конечно, пока сложно обеспечить каждому особенному ребенку весь арсенал необходимого оборудования, к тому же оно может занимать много места, но давайте хотя бы рассмотрим то, что желательно иметь дома и за его пределами для формирования инклюзивной среды.
Коляски и сиденья
Некоторым детям, которые могут перемещаться самостоятельно, нужна дополнительная поддержка при сидении, и при этом кресла должны быть индивидуальны для каждого ребенка. Кресла с подлокотниками и подножками обеспечивают высокий уровень поддержки. Детям с более выраженными нарушениями нужны более радикальные варианты – например, такие, как на фото.

Очень важно, чтобы все дети имели хорошую поддержку, чтобы иметь возможность учиться, писать, читать, рисовать и развивать другие навыки с использованием рук. Многие кресла можно адаптировать и регулировать высоту, чтобы обеспечить доступ к различным занятиям.
Вот какие важные элементы должны быть в инвалидной коляске:
Вот какие важные элементы должны быть в инвалидной коляске:
- упор для головы,
- регулятор высоты сиденья,
- подлокотники,
- грудной ограничитель,
- нижний ограничитель,
- ограничитель бедра,
- крепления для обуви,
- подножка,
- блокираторы колес,
- блокиратор отведения.
Вертикализаторы
Вертикализатор необходим детям, которые не могут стоять самостоятельно. В вертикализаторе детям легче дышать и тело более выпрямлено. Исследования показывают, что длительное стояние способствует улучшению функции сердечно-сосудистой системы и повышению прочности костей. Существует несколько видов вертикализаторов, и детям нужно подбирать их индивидуально с учетом индивидуальных потребностей. Правильные положения в вертикализаторе рекомендуется обсуждать с физическим терапевтом.
Старайтесь по мере возможности ставить в вертикализатор особого ребенка в школе, когда другие дети тоже проводят время стоя и в движении. Однако не следует ожидать при этом от ребенка каких-то особенно сложных моторных функций в таком положении. Чтение, общение – вот занятия, которые удобно совершать стоя, но в любом случае стоит спросить самого ребенка, что именно ему хотелось бы делать стоя.
Вот основные элементы вертикализатора:
Старайтесь по мере возможности ставить в вертикализатор особого ребенка в школе, когда другие дети тоже проводят время стоя и в движении. Однако не следует ожидать при этом от ребенка каких-то особенно сложных моторных функций в таком положении. Чтение, общение – вот занятия, которые удобно совершать стоя, но в любом случае стоит спросить самого ребенка, что именно ему хотелось бы делать стоя.
Вот основные элементы вертикализатора:
- подставка,
- грудной ограничитель,
- ограничитель бедра,
- упоры для коленей,
- регуляторы высоты,
- упоры для ступней,
- блокираторы колес.

Столы и парты
Размер стола должен соответствовать росту ребенка. Скорее всего, потребуются специальные модели с возможностью их регулировки. Во время игр, рисования и других видов свободной деятельности ребенка нужно будет расположить особым образом, чтобы ему было удобно и это не нарушало позу. Поэтому вопрос позиционирования ребенка во время таких активностей за столом или партой в школе лучше обсудить с физическим терапевтом.
Средства передвижения
Существует много видов оборудования, необходимого для повышения подвижности детей. Такие изделия позволяют ребенку весело провести время и перемещаться в пространстве наравне со сверстниками. От простых инвалидных колясок до экзотических скутеров и ходунков — каждый вид оборудования имеет свои особенности и специфику применения в обычной жизни.
Подъемники
Главная задача подъемника — обеспечить безопасность ухаживающего и ребенка в процессе перемещения из одного вида оборудования в другое, а также в процессе персонального ухода.

Если говорить о школе, в которой занимается особый ребенок, то в идеальном варианте всегда имеется хотя бы один подъемник, которым пользуются все дети с двигательными проблемами, но подвески часто необходимо подбирать индивидуально, как одежду. Ребенку должно быть удобно независимо от его веса, размера и формы тела.
Ремни и крепления
Многие виды мобильного оборудования для детей имеют регулируемые ремни и крепления в области подножек, бедер, коленей и груди. Эти средства нужны вовсе не для ограничения подвижности, а для поддержки ребенка.
У многих детей основное заболевание сопровождается непроизвольными движениями, либо им трудно стоять в вертикализаторе или сидеть в инвалидных колясках без дополнительных креплений. Может показаться, что затягивать ремни неприятно, но ремни в инвалидных колясках и вертикализаторах — это как автомобильные ремни, которые без должного натяжения и тугости просто не будут выполнять своих функций. Поэтому не нужно бояться, что ремень будет плотно прилегать.
Детские игры, обучение и общение должны быть доступны каждому ребенку и подростку. Поэтому как родители, так и воспитатели и учителя должны искать разные способы вовлечения ребенка в разные мероприятия, чтобы поощрять его потребность в независимости и социализации. Без вспомогательного оборудования это будет сложно сделать.
И еще несколько слов о соблюдении безопасности при использовании вспомогательного оборудования:
У многих детей основное заболевание сопровождается непроизвольными движениями, либо им трудно стоять в вертикализаторе или сидеть в инвалидных колясках без дополнительных креплений. Может показаться, что затягивать ремни неприятно, но ремни в инвалидных колясках и вертикализаторах — это как автомобильные ремни, которые без должного натяжения и тугости просто не будут выполнять своих функций. Поэтому не нужно бояться, что ремень будет плотно прилегать.
Детские игры, обучение и общение должны быть доступны каждому ребенку и подростку. Поэтому как родители, так и воспитатели и учителя должны искать разные способы вовлечения ребенка в разные мероприятия, чтобы поощрять его потребность в независимости и социализации. Без вспомогательного оборудования это будет сложно сделать.
И еще несколько слов о соблюдении безопасности при использовании вспомогательного оборудования:
- Убедитесь, что все ремни, ограничители и опоры на оборудовании отрегулированы правильно.
- Небольшие запираемые ролики на оборудовании предназначены только для облегчения перемещения самого оборудования, когда оно не занято. Если ребенок в коляске, ее никогда нельзя толкать, используя их, из-за риска дестабилизации.
- Не забывайте использовать тормоза на колесиках, когда ребенок находится в статичном положении.
- Убедитесь, что оборудование находится на ровной поверхности.
- Важно, чтобы оборудование было подобрано с учетом особенностей конкретного ребенка.
- Берегите спину! Всегда используйте безопасные методы при перемещении детей на их оборудовании.