Логопед, или в англоязычном мире «speech therapist» (буквально – «речевой терапевт») – один из значимых специалистов в сфере функциональной реабилитации. Речевая терапия может помочь человеку с церебральным параличом не только улучшить качество общения, но и решить проблемы с глотанием пищи. Все это может способствовать развитию уверенности в себе, эффективному обучению и социализации.
Речевые расстройства распространены среди людей с ДЦП. Согласно исследованию, проведенному шведскими учеными, более половины всех детей с церебральным параличом сталкиваются с проблемами с речью.
Некоторым детям с ДЦП трудно контролировать мышцы лица, горла, шеи и головы. Это может привести к проблемам с речью, жеванием и глотанием, а также к неконтролируемому слюнотечению. Тем, у кого, помимо этого, присутствуют проблемы со слухом, может быть трудно понимать разговорную речь.
Речевая терапия – это не только улучшение речи как таковой, но также развитие социальных, коммуникативных и когнитивных навыков. В то же время работа логопеда с жеванием и глотанием – это жизненно важный аспект для ребенка с ДЦП. Дети с церебральным параличом, которым трудно есть, жевать и глотать, зачастую отстают в росте и весе от своих сверстников из-за хронического недостатка питательных веществ. Речевая терапия может помочь с этими проблемами, облегчая ребенку получение правильного питания и жидкости, в которых он нуждается.
Грамотный логопед может помочь в решении следующих проблем:
Логопедия положительно влияет на множество аспектов жизни ребенка:
Некоторым детям с ДЦП трудно контролировать мышцы лица, горла, шеи и головы. Это может привести к проблемам с речью, жеванием и глотанием, а также к неконтролируемому слюнотечению. Тем, у кого, помимо этого, присутствуют проблемы со слухом, может быть трудно понимать разговорную речь.
Речевая терапия – это не только улучшение речи как таковой, но также развитие социальных, коммуникативных и когнитивных навыков. В то же время работа логопеда с жеванием и глотанием – это жизненно важный аспект для ребенка с ДЦП. Дети с церебральным параличом, которым трудно есть, жевать и глотать, зачастую отстают в росте и весе от своих сверстников из-за хронического недостатка питательных веществ. Речевая терапия может помочь с этими проблемами, облегчая ребенку получение правильного питания и жидкости, в которых он нуждается.
Грамотный логопед может помочь в решении следующих проблем:
- Артикуляция,
- Произношение,
- Заикание,
- Звуко- и словообразование,
- Поддержка и контроль дыхания,
- Жевание,
- Глотание,
- Координация и сила мышц речи,
- Громкость речи,
- Ассоциация «слово-объект».
Логопедия положительно влияет на множество аспектов жизни ребенка:
- Способствует обучению,
- Повышает независимость,
- Развивает грамотность,
- Развивает способность выражать мысли и идеи,
- Способствует социализации,
- Повышает самооценку,
- Повышает качество питания.
Логопедические упражнения, применяемые в работе с детьми с ДЦП
Логопедия индивидуальна для каждого ребенка с церебральным параличом. Во время первого занятия логопед проведет первоначальную оценку физического и когнитивного состояния ребенка. Эта оценка может включать изучение истории болезни ребенка, осмотр полости рта, аудиологические тесты, оценку артикуляции, оценку беглости речи, а также когнитивные тесты.
После первоначальной оценки логопед может составить план терапии. Обычно это упражнения, адаптированные к конкретным проблемам ребенка. Вспомогательные средства связи и язык жестов часто используются, чтобы помочь ребенку выразить себя. Это особенно полезно в более тяжелых случаях, например, когда дети полностью невербальные.
В логопедии используется множество различных упражнений. План лечения каждого ребенка будет отличаться в зависимости от его индивидуальных проблем и потребностей.
Вот некоторые примеры общих упражнений в логопедии:
По мере того, как ребенок становится старше, а его речевые способности растут, меняются и его занятия с логопедом. Первые три года жизни ребенка чрезвычайно важны для приобретения речевых и языковых навыков, поскольку его мозг развивается и созревает, что позволяет ему легко усваивать эту информацию. Раннее вмешательство дает ребенку наилучшие шансы развиваться и учиться в полной мере.
Логопедия для тоддлеров и дошкольников основана на играх и игрушках, повторении звуков и слов, а также на пении песен. Для детей школьного возраста особое внимание уделяется социальному взаимодействию, хотя игры и игрушки все еще могут использоваться. Терапия обычно состоит из различных действий, способствующих общению, таких как рассказывание историй, повторение звуков и слов, работа со школьной программой.
После первоначальной оценки логопед может составить план терапии. Обычно это упражнения, адаптированные к конкретным проблемам ребенка. Вспомогательные средства связи и язык жестов часто используются, чтобы помочь ребенку выразить себя. Это особенно полезно в более тяжелых случаях, например, когда дети полностью невербальные.
В логопедии используется множество различных упражнений. План лечения каждого ребенка будет отличаться в зависимости от его индивидуальных проблем и потребностей.
Вот некоторые примеры общих упражнений в логопедии:
- Артикуляционная терапия: использование языковых карточек, чтобы помочь сосредоточиться на определенных звуках; поощрять детей издавать звуки, глядя в зеркало, чтобы помочь им понять, как двигается их рот.
- Упражнения на выдувание: выдувание пузырей или использование свистка для тренировки мышц рта для воспроизведения определенных звуков и укрепления брюшного пресса для контроля дыхания.
- Дыхательные упражнения: работа над вдохом и выдохом для укрепления диафрагмы.
- Упражнения для челюстей: употребление в пищу продуктов, требующих дополнительного пережевывания, таких как сельдерей, яблоки и морковь, для укрепления мышц челюсти. Кроме того, можно практиковать открытие и закрытие рта, используя только мышцы челюсти, в то время как кто-то другой придерживает за подбородок.
- Языковые и словесные ассоциации: использование карточек с написанными на них словами и звуками; Задача ребенка – собрать пары из слов, которые сочетаются друг с другом, например, «носок» и «обувь», «зубная щетка» и «зубная паста» и т.д.
- Упражнения для губ: сжимание губ вокруг леденца для увеличения силы; поджимание губ, чтобы улучшить вытягивание губ.
- Упражнения на глотание: например, выполнение «усиленного глотания», при котором жидкость или слюна собирается во рту и проглатывается одним глотком. Это помогает предотвратить попадание пищи и жидкости в дыхательные пути.
- Упражнения для языка: укрепление языка путем высовывания его наружу и нажатия им на ложку на несколько секунд за раз.
По мере того, как ребенок становится старше, а его речевые способности растут, меняются и его занятия с логопедом. Первые три года жизни ребенка чрезвычайно важны для приобретения речевых и языковых навыков, поскольку его мозг развивается и созревает, что позволяет ему легко усваивать эту информацию. Раннее вмешательство дает ребенку наилучшие шансы развиваться и учиться в полной мере.
Логопедия для тоддлеров и дошкольников основана на играх и игрушках, повторении звуков и слов, а также на пении песен. Для детей школьного возраста особое внимание уделяется социальному взаимодействию, хотя игры и игрушки все еще могут использоваться. Терапия обычно состоит из различных действий, способствующих общению, таких как рассказывание историй, повторение звуков и слов, работа со школьной программой.