Click "Block Editor" to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands.
Tilda Publishing
Про реабилитацию

Чем поможет логопед при ДЦП

Логопед, или в англоязычном мире «speech therapist» (буквально – «речевой терапевт») – один из значимых специалистов в сфере функциональной реабилитации. Речевая терапия может помочь человеку с церебральным параличом не только улучшить качество общения, но и решить проблемы с глотанием пищи. Все это может способствовать развитию уверенности в себе, эффективному обучению и социализации.
Речевые расстройства распространены среди людей с ДЦП. Согласно исследованию, проведенному шведскими учеными, более половины всех детей с церебральным параличом сталкиваются с проблемами с речью.

Некоторым детям с ДЦП трудно контролировать мышцы лица, горла, шеи и головы. Это может привести к проблемам с речью, жеванием и глотанием, а также к неконтролируемому слюнотечению. Тем, у кого, помимо этого, присутствуют проблемы со слухом, может быть трудно понимать разговорную речь.

Речевая терапия – это не только улучшение речи как таковой, но также развитие социальных, коммуникативных и когнитивных навыков. В то же время работа логопеда с жеванием и глотанием – это жизненно важный аспект для ребенка с ДЦП. Дети с церебральным параличом, которым трудно есть, жевать и глотать, зачастую отстают в росте и весе от своих сверстников из-за хронического недостатка питательных веществ. Речевая терапия может помочь с этими проблемами, облегчая ребенку получение правильного питания и жидкости, в которых он нуждается.

Грамотный логопед может помочь в решении следующих проблем:
  • Артикуляция,
  • Произношение,
  • Заикание,
  • Звуко- и словообразование,
  • Поддержка и контроль дыхания,
  • Жевание,
  • Глотание,
  • Координация и сила мышц речи,
  • Громкость речи,
  • Ассоциация «слово-объект».

Логопедия положительно влияет на множество аспектов жизни ребенка:
  • Способствует обучению,
  • Повышает независимость,
  • Развивает грамотность,
  • Развивает способность выражать мысли и идеи,
  • Способствует социализации,
  • Повышает самооценку,
  • Повышает качество питания.

Логопедические упражнения, применяемые в работе с детьми с ДЦП

Логопедия индивидуальна для каждого ребенка с церебральным параличом. Во время первого занятия логопед проведет первоначальную оценку физического и когнитивного состояния ребенка. Эта оценка может включать изучение истории болезни ребенка, осмотр полости рта, аудиологические тесты, оценку артикуляции, оценку беглости речи, а также когнитивные тесты.

После первоначальной оценки логопед может составить план терапии. Обычно это упражнения, адаптированные к конкретным проблемам ребенка. Вспомогательные средства связи и язык жестов часто используются, чтобы помочь ребенку выразить себя. Это особенно полезно в более тяжелых случаях, например, когда дети полностью невербальные.

В логопедии используется множество различных упражнений. План лечения каждого ребенка будет отличаться в зависимости от его индивидуальных проблем и потребностей.

Вот некоторые примеры общих упражнений в логопедии:
  • Артикуляционная терапия: использование языковых карточек, чтобы помочь сосредоточиться на определенных звуках; поощрять детей издавать звуки, глядя в зеркало, чтобы помочь им понять, как двигается их рот.
  • Упражнения на выдувание: выдувание пузырей или использование свистка для тренировки мышц рта для воспроизведения определенных звуков и укрепления брюшного пресса для контроля дыхания.
  • Дыхательные упражнения: работа над вдохом и выдохом для укрепления диафрагмы.
  • Упражнения для челюстей: употребление в пищу продуктов, требующих дополнительного пережевывания, таких как сельдерей, яблоки и морковь, для укрепления мышц челюсти. Кроме того, можно практиковать открытие и закрытие рта, используя только мышцы челюсти, в то время как кто-то другой придерживает за подбородок.
  • Языковые и словесные ассоциации: использование карточек с написанными на них словами и звуками; Задача ребенка – собрать пары из слов, которые сочетаются друг с другом, например, «носок» и «обувь», «зубная щетка» и «зубная паста» и т.д.
  • Упражнения для губ: сжимание губ вокруг леденца для увеличения силы; поджимание губ, чтобы улучшить вытягивание губ.
  • Упражнения на глотание: например, выполнение «усиленного глотания», при котором жидкость или слюна собирается во рту и проглатывается одним глотком. Это помогает предотвратить попадание пищи и жидкости в дыхательные пути.
  • Упражнения для языка: укрепление языка путем высовывания его наружу и нажатия им на ложку на несколько секунд за раз.

По мере того, как ребенок становится старше, а его речевые способности растут, меняются и его занятия с логопедом. Первые три года жизни ребенка чрезвычайно важны для приобретения речевых и языковых навыков, поскольку его мозг развивается и созревает, что позволяет ему легко усваивать эту информацию. Раннее вмешательство дает ребенку наилучшие шансы развиваться и учиться в полной мере.

Логопедия для тоддлеров и дошкольников основана на играх и игрушках, повторении звуков и слов, а также на пении песен. Для детей школьного возраста особое внимание уделяется социальному взаимодействию, хотя игры и игрушки все еще могут использоваться. Терапия обычно состоит из различных действий, способствующих общению, таких как рассказывание историй, повторение звуков и слов, работа со школьной программой.
ДЦП