Всем без исключения нужно поддерживать функциональное положение тела, однако у маломобильных людей потребность в поддержке намного выше. При нарушении движения человеку сложнее менять позу, из-за этого постепенно тело деформируется и начинаются серьезные проблемы со здоровьем, появляется боль из-за ортопедических искривлений и контрактур. Чтобы постоянно поддерживать правильную позу, постуральный менеджмент должен быть образом жизни, такой же частью бытовых рутин, как гигиена или умывание.
За последние 40 лет понимание, насколько положение тела и поза влияют на самочувствие человека, расширилось многократно среди специалистов в области эрготерапии и физической терапии, а также среди врачей, которые работают с маломобильными пациентами. К сожалению, за пределами этих областей тема пока еще мало известна.
Люди, которые испытывают проблемы с движением, часто обращаются за помощью в самые разные организации — от поликлиник и стационаров до санаторно-курортных учреждений. Поэтому все специалисты, которые участвуют в системе помощи, должны быть осведомлены о пользе правильного положения тела. Это особенно важно в тех случаях, когда пациент значительно зависит от посторонней помощи. Наличие специалиста, который увидит ухудшение положения тела, сможет провести оценку и подобрать оптимальное решение для коррекции позы, значительно снизит тяжесть патологических изменений или даже поможет восстановить нормальную позу.
Люди, которые испытывают проблемы с движением, часто обращаются за помощью в самые разные организации — от поликлиник и стационаров до санаторно-курортных учреждений. Поэтому все специалисты, которые участвуют в системе помощи, должны быть осведомлены о пользе правильного положения тела. Это особенно важно в тех случаях, когда пациент значительно зависит от посторонней помощи. Наличие специалиста, который увидит ухудшение положения тела, сможет провести оценку и подобрать оптимальное решение для коррекции позы, значительно снизит тяжесть патологических изменений или даже поможет восстановить нормальную позу.
В конце октября в Москве физический терапевт и специалист по постуральному уходу Илона Абсандзе провела практическое занятие для специалистов психолого-педагогического звена и специалистов, работающих с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Участники смогли разобрать клинические случаи из своей практики и обсудить вопросы правильного позиционирования пациентов в ТСР. Проект был реализован АНО «Развитие технологий реабилитации» при поддержке гранта «Москва — добрый город». Подобные встречи специалистов работают на развитие постурального менеджмента, а значит на повышение качества жизни пациентов и ухаживающих.
Младенчество
Правильное положение тела и поза существенно влияют на развитие формы тела ребенка. Например, длительное и регулярное нахождение в позе на боку может привести к изменению формы головы ребенка. Деформация груди или смещение тазобедренного сустава также возможны при неправильном позиционировании и редкой смене позы. Новорожденные и даже более старшие дети часто непреднамеренно принимают неправильное положение тела, которое им удобно, и, если его не исправить, это может привести к негативным последствиям.
Идея использовать оборудование для коррекции позы младенца может вызвать отторжение – ведь оно часто бывает жестким и создает физический барьер между маленьким ребенком и родителем. Однако следует помнить, что даже так можно продолжать играть и общаться с ребенком, сохраняя при этом правильное положение тела. Практика – единственный путь, чтобы родители начали лучше понимать принципы работы всех этих приспособлений.
Идея использовать оборудование для коррекции позы младенца может вызвать отторжение – ведь оно часто бывает жестким и создает физический барьер между маленьким ребенком и родителем. Однако следует помнить, что даже так можно продолжать играть и общаться с ребенком, сохраняя при этом правильное положение тела. Практика – единственный путь, чтобы родители начали лучше понимать принципы работы всех этих приспособлений.
Школьный возраст
Во время обучения в школе детям и подросткам очень важно сохранять фокус внимания на образовании и не отвлекаться на проблемы положения тела или на слабость, которая возникает из-за постоянных попыток сохранять положение тела без поддержки.
Когда ребенок или подросток пользуется инвалидной коляской, это самый оптимальный вариант для обучения, общения и досуга, поскольку коляска дает возможность выйти за пределы своего дома. Тем не менее, несколько часов в день не в коляске — это отличная возможность разгрузить точки повышенного давления. Длительное нахождение в коляске может привести к появлению боли и дискомфортом, что также отвлекает от учебы.
Дети и подростки могут отдохнуть от коляски в вертикализаторе, а также в специальной функциональной кровати. Но в обычной школе с этим могут быть проблемы. Поэтому и ребенку, и персоналу в школе необходимо понимать, для чего именно нужны определенные положения тела и оборудование, а также когда и где они нужны. Без этого понимания невозможно организовать мероприятия по коррекции положения тела, поскольку ребенок просто будет сопротивляться. Но если учителя, преподаватели и другие сотрудники тоже понимают важность правильного положения тела, им легче и удобнее будет поддержать ребенка.
Кроме того, дети и подростки, могут попасть в ситуацию зависимости от преподавателей в том смысле, что преподаватели берут на себя ответственность за все решения. В такой ситуации осведомленность преподавателей об этих проблемах имеет большое значение.
Когда ребенок или подросток пользуется инвалидной коляской, это самый оптимальный вариант для обучения, общения и досуга, поскольку коляска дает возможность выйти за пределы своего дома. Тем не менее, несколько часов в день не в коляске — это отличная возможность разгрузить точки повышенного давления. Длительное нахождение в коляске может привести к появлению боли и дискомфортом, что также отвлекает от учебы.
Дети и подростки могут отдохнуть от коляски в вертикализаторе, а также в специальной функциональной кровати. Но в обычной школе с этим могут быть проблемы. Поэтому и ребенку, и персоналу в школе необходимо понимать, для чего именно нужны определенные положения тела и оборудование, а также когда и где они нужны. Без этого понимания невозможно организовать мероприятия по коррекции положения тела, поскольку ребенок просто будет сопротивляться. Но если учителя, преподаватели и другие сотрудники тоже понимают важность правильного положения тела, им легче и удобнее будет поддержать ребенка.
Кроме того, дети и подростки, могут попасть в ситуацию зависимости от преподавателей в том смысле, что преподаватели берут на себя ответственность за все решения. В такой ситуации осведомленность преподавателей об этих проблемах имеет большое значение.
Средний и пожилой возраст
Во взрослом возрасте любой человек может оказаться в ситуации, когда движение нарушено. При серьезных нарушениях длительная утрата способности двигаться может привести к развитию патологических положений тела, если не вмешаться на ранних стадиях этого процесса. Не имеет большого значения что именно стало причиной длительной обездвиженности — прогрессирующее неврологическое заболевание вроде болезни Паркинсона, крупная травма, либо инсульт — принцип профилактики деформаций один и тот же.
Взрослые и пожилые люди с длительными нарушениями подвижности входят в группу риска развития патологических положений тела, изменений костей и суставов и появления пролежней. Постоянное нахождение в неправильном положении приведет к искажению формы тела и нарушению мышечного тонуса. К вторичным нарушениям относятся проблемы с дыханием из-за снижения емкости легких, пролежни из-за неравномерного распределения давления, боль, нарушения со стороны пищеварительной системы и снижение общей подвижности, в том числе с посторонней помощью.
Чем раньше распознать снижение двигательных функций, тем раньше получится скорректировать позу и создать правильное положение тела, что предотвратит дальнейшее прогрессирование патологических изменений.
Взрослые и пожилые люди с длительными нарушениями подвижности входят в группу риска развития патологических положений тела, изменений костей и суставов и появления пролежней. Постоянное нахождение в неправильном положении приведет к искажению формы тела и нарушению мышечного тонуса. К вторичным нарушениям относятся проблемы с дыханием из-за снижения емкости легких, пролежни из-за неравномерного распределения давления, боль, нарушения со стороны пищеварительной системы и снижение общей подвижности, в том числе с посторонней помощью.
Чем раньше распознать снижение двигательных функций, тем раньше получится скорректировать позу и создать правильное положение тела, что предотвратит дальнейшее прогрессирование патологических изменений.