Умение самостоятельно надевать носки и обувь является важным навыком в раннем детстве. Это показатель развития независимости и самообслуживания, который закладывает основу для формирования более сложных навыков. Но эрготерапевты хорошо знают, что этому может быть трудно научиться, особенно если ребенок имеет какие-либо функциональные нарушения.
Чтобы научиться надевать и снимать обувь и носки, требуется ряд навыков и способностей:
Детям с отставанием в развитии, инвалидностью, травмами и другими проблемами может оказаться еще труднее освоить задачу. Как правило, у них есть следующие барьеры:
Большинство детей сначала обучаются снимать предметы одежды, и через какое-то время — надевать их. Примерно к 1 году малыш уже пытается стянуть носок, вытянув ногу и примерно через полгода получается снимать носки, если они не очень тугие. В возрасте около трех лет дети обычно надевают носки с небольшой помощью, а большинство четырехлетних детей могут надеть носки самостоятельно. Что советуют эрготерапевты в случаях, если у ребенка проблемы с надеванием носков и обуви?
Чтобы подготовиться к более сложной задаче — надеть носки, завязать шнурки и т д., можно начать с материалов, которые использовать намного проще, и постепенно формировать навык. Вот несколько идей.
Также важно соблюдать последовательность освоения навыка надевания носков и обуви. Сначала ребенку нужно научиться снимать обувь, потом — снимать носки. Как только он это освоит, нужно поработать над тем, чтобы научиться надевать носки. Для этого необходимо помочь ребенку занять правильную и удобную позу, а также показать, как правильно взять носок (убедившись, что он повернут в правильном направлении, и как раз здесь цветные пятки действительно могут помочь!)
- Навык пересечения средней линии (когда одна сторона тела пересекает центральную ось тела и выполняет задачу на другой стороне тела);
- Двусторонняя координация, или, проще говоря, согласованные действия двумя руками;
- Сила глубоких и поверхностных мышц рук;
- Пинцетный захват, или захват кончиками пальцев;
- Зрительно-моторная координация;
- Биомеханический постуральный контроль;
- Пронация (движение ладони вниз к поверхности, например если нужно положить что-то мелкое из кулачка на стол) и супинация (вращение кисти от положения «ладонью вниз» к положению «ладонью вверх») предплечья.
Детям с отставанием в развитии, инвалидностью, травмами и другими проблемами может оказаться еще труднее освоить задачу. Как правило, у них есть следующие барьеры:
- Недостаточная сила пальцев (необходима для манипулирования предметами);
- Сложность при планировании действий (шаг 1, шаг 2, шаг 3 и т. д.);
- Проблемы с саморегуляцией (критически важно для упорного выполнения трудной задачи);
- Ограниченный интерес к заботе о себе или собственной независимости.
Большинство детей сначала обучаются снимать предметы одежды, и через какое-то время — надевать их. Примерно к 1 году малыш уже пытается стянуть носок, вытянув ногу и примерно через полгода получается снимать носки, если они не очень тугие. В возрасте около трех лет дети обычно надевают носки с небольшой помощью, а большинство четырехлетних детей могут надеть носки самостоятельно. Что советуют эрготерапевты в случаях, если у ребенка проблемы с надеванием носков и обуви?
Чтобы подготовиться к более сложной задаче — надеть носки, завязать шнурки и т д., можно начать с материалов, которые использовать намного проще, и постепенно формировать навык. Вот несколько идей.
- Резинка для волос. Широкая текстильная резинка для волос станет отличным тренировочным снарядом, который ребенок может натягивать и снимать с ноги. Когда он отработает это движение, переходите на носки.
- Большие носки. Если вы используете более эластичные и свободные носки, чем необходимо вашему ребенку, ему будет легче освоить этот навык. Затем вы сможете подобрать носки того размера, который ему лучше подойдет.
- Яркие пятки. Носки с пятками отличающегося цвета служат визуальным напоминанием о том, где должна быть пятка (обычно это самая сложная часть).
- Застежки-липучки. Родители не приветствуют липучки, когда ребенок подрос, но, чтобы начать осваивать навык самостоятельного надевания обуви, это именно то, что надо. Для малышей лучше избегать обуви, которая требует шнурков или пряжек, когда вы только начинаете учить ребенка застегивать и расстегивать обувь.
- Поддерживайте устойчивую позу ребенка. Один из приемов, который эрготерапевты часто используют — это посадить ребенка в угол комнаты, чтобы его спина была прижата к двум стенам. Это позволяет обеим рукам быть свободными, чтобы манипулировать носками и/или обувью вместо того, чтобы использовать одну руку, выполняя задачу оставаться в вертикальном положении. Это также позволяет ребенку держать ногу вытянутой перед собой.
Также важно соблюдать последовательность освоения навыка надевания носков и обуви. Сначала ребенку нужно научиться снимать обувь, потом — снимать носки. Как только он это освоит, нужно поработать над тем, чтобы научиться надевать носки. Для этого необходимо помочь ребенку занять правильную и удобную позу, а также показать, как правильно взять носок (убедившись, что он повернут в правильном направлении, и как раз здесь цветные пятки действительно могут помочь!)