— Одна из ваших недавних статей посвящена тому, как сообщать родителям о том, что у их ребенка инвалидность ("Best practice guidelines for communicating to parents the diagnosis of disability"). Вы упоминаете в статье протокол сообщения плохих новостей — что самое важное в такой ситуации?— Это отличный вопрос. Я никогда не встречала ребенка, который воспитал себя сам. Родители и дети связаны, родители — это очень важная часть развития ребенка. Первое, что видит младенец, — лицо матери. Между родителями и детьми существует прочная связь, и мы должны работать над подходами, которые усиливают эти отношения, а не ведут к их деградации. Именно родители являются важнейшими катализаторами перемен, так что я очень верю в принципиально важную роль родителей.
Рождение ребенка с инвалидностью — неизбежно плохая новость. Я хочу сказать, что люди не планируют иметь ребенка с инвалидностью. В подавляющем большинстве случаев, это драматическая неожиданность. Но многие находят источник силы глубоко внутри себя, который позволяет принять это и влюбиться в своего ребенка, и быть связанным с ним, вопреки любым обстоятельствам. Поэтому все, что мы делаем, должно способствовать этой связи. Это важный аспект коммуникации.
Большинство родителей скажут вам, что день, когда им сказали про диагноз ребенка, был худшим днем в их жизни, который навсегда отпечатался в их памяти. Но, с другой стороны, многие родители также скажут вам, что это был день, когда исчезла неопределенность и они смогли идти вперед, потому что теперь они знали, как помочь. Что действительно важно — когда мы ставим диагноз или есть какие-то плохие новости о прогнозе с ходьбой, интеллектуальными способностями или даже с жизнью ребенка, — мы должны быть наполнены состраданием.
К моменту первого приема родители, скорее всего, подозревают, что у их ребенка церебральный паралич. Вам нужно понять, что они знают и насколько понимают болезнь, к чему они готовы. Помогите им собраться, предупредив, что у вас есть плохие новости для них. Эти слова иногда могут дать людям достаточно решимости, чтобы подготовиться услышать новости и позволить принять эту информацию, а также дать возможность задавать вопросы и вести диалог. Врачи тоже должны быть готовы к этому разговору, не пытаться его сократить или сообщить все быстро, даже не присев, или по телефону. Так не нужно делать, это должен быть сострадательный разговор лицом к лицу.
В идеале, если у ребенка есть два родителя, то важно, чтобы оба родителя присутствовали, и чтобы ребенок тоже присутствовал, потому что речь идет о человеке, а не о медицинской информации. И врач должен определить в этот момент сильные стороны ребенка и показать их родителям. Например, вы заметили, что, когда ребенок смотрел на вас, он уже понял, кто вы и у него появилась с вами связь — скажите об этом родителям. Или вы заметили, что он начинает держать голову, это очень важный признак того, что он сможет сидеть, то есть, у него не будет худшего вида церебрального паралича. Нужно искать как можно больше положительных моментов, и показывать это маме и папе. Это поможет построить связь между родителем и ребенком, это действительно важно.
А еще родители говорят нам, что очень хотят честности в этих разговорах. Честность с состраданием — ключ к доверию. Мы должны слушать, принимать вопросы, давать обратную связь, говорить о хорошем. И еще сообщение диагноза не должно быть единственной вашей встречей. Как минимум, нужно две встречи, чтобы люди могли вернуться и уточнить важные для себя вещи. Потому что часто наши защитные механизмы в мозге «прикрывают» нас, когда мы слышим плохие новости, а затем, спустя некоторое время, мы можем думать — о, я должен был спросить об этом или я хочу спросить об этом. Поэтому запланировать вторую встречу очень важно сразу же.